Больше рецензий

Milena_Main

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

10 сентября 2014 г. 19:37

531

2

Я продолжаю укрепляться в своем первоначальном мнении, что романы Маргарет Джордж есть по сути широко разрекламированная, достаточно детально проработанная, написанная очень неплохим слогом, но попса.
На этот массивный фолиант у меня рука долго не поднималась ввиду его толщины, но как-то в августовскую жару все же рука сама потянулась. И что я получила? Свыше 700 страниц глухого раздражения!
Честное слово, меня даже удивляет, до какой же степени меня раздражал персонаж, от лица которого ведется повествование в этом романе.

Дальше...

Сначала небольшое вступление, не касающееся непосредственно книги. Я люблю истории о Трое. Самые разные. И я не люблю Елену. Нет, при том при всем она меня и не раздражает, - или не раздражала, - до этой книги, просто я была к ней равнодушна. И, все-таки, честно подумав, я склоняюсь к мысли, что "не люблю" ближе к истине, чем просто "безразлична". При этом я до конца не понимаю, за что. Уж точно же не за неверность.
Но возвращаясь к книге, вот уж где Елена меня просто выбешивает. Вместе с Парисом, кстати. Есть у Джордж такой пунктик, я это еще в "Дневниках Клеопатры" заметила, и это меня царапнуло, хотя к "Дневникам" я снисходительней, - любит она рисовать своих героинь, да и главных героев в очень уж светлых, идеализированных тонах. И такие они у нее до невозможности благородные, правильные, умные, к тому же, - что в это ни капли не веришь.
С Клеопатрой этот номер еще как-то для меня прошел, хотя, пожалуй, если про ум и характер в случае Клеопатры я не спорю, то с гуманизмом древней правительницы она, по-моему, все равно переборщила. Может, это для меня потому так еще, что Клеопатру я люблю, а Елену - смотри выше.
Я могу долго расписывать, что именно мне не понравилось в "Елене", но не буду, достаточно сказать, что книгу я дочитывала с чувством глубокого отвращения к героине. Которого, кстати, не было поначалу.
Первая часть книги, детство Елены, ее молодость, жизнь в Спарте, даже бегство с Парисом, - совершенно не вызывали у меня отторжения. Но вот то, что началось в Трое...
Ее абсолютная уверенность в том, что они с Парисом совсем даже и невиновны. И при том, - вот забавный парадокс! - автор как раз и старается показать, что герои ощущают эту самую вину, Елена даже совершает героическую попытку, сбежав через стену - тоже, гениальный поступок! - благородно отдаться в руки ахейцам. Опять эта попытка "обелить" Елену, в которой по сути нет ничего крамольного, но почему-то при том, что героиня чуть ли не бьет себя кулаком в грудь с криком Mea Culpa, - ей не верится. И - продолжение парадокса, - это нормально для человека пытаться скинуть с себя вину, - если бы они считали себя как бы и ни при чем, если бы беспокоились о себе, то и это могло бы выглядеть более понятным, если бы было прописано и прописано хорошо. Не только благородство, но иногда даже и малодушие может вызвать и симпатию, если оно прописано по-настоящему. Ей-богу, Парис в фильме "Троя", трясущийся от страха, вызывает у меня куда большее сочувствие, чем этот Парис, без страха и упрека, "идеальный сын", едва ли уступающий Гектору.
Для сравнения, я до этой книги перечитывала "Клеопатру" Гримберг, и вот там все это есть, - там есть живая женщина, которая поступает порой несправедливо, глупо, жестоко, опрометчиво, но при всем при этом ей сопереживаешь, ей сочувствуешь, ее жалеешь, потому что она - настоящая. Не идеальная, нет, а попросту - живая.
Да будь Елена здесь прописана игрушкой в руках судьбы, слабой и несчастной жертвой в руках людей и богов, но прописана с душой, - я бы и то больше ей посочувствовала! А так, извините, меня раздражает тот факт, что она и храбра, и решительна, и, к тому же, даром предвидения наделена, как будто мало было и того, что автор ей щедрой рукой отсыпал, помимо, естественно, канонической божественной красоты еще. И то, что в коне угрозу, она раньше Кассандры разглядела.
Я не осуждаю ее за побег от мужа. Но вот эти гипертрофированные черты меня бесят. А еще бесит то, что после ряда весьма некрасивых поступков она все равно остается правой, если судить по отношению к ней автора. Меня раздражает, что она бросила дочь ради любовника, что стала причиной самоубийства матери, что сразу после смерти Гектора, да и до этого тоже, несмотря на те беды, которые они притащили в Трою, она задумывалась о том, что пора бы Приаму заценить Париса и его право на троянский престол. Да я могу многое еще перечислить... А еще раздражает, что даже все это можно было бы повернуть так, чтобы заставить читателя сопереживать Елене, может, и злиться на нее, и недоумевать, но понимать.... а автор этого сделать, на мой взгляд, не сумела.
Очень жаль. Тема-то благодатная.