Больше рецензий

23 октября 2009 г. 14:18

362

5

Это единственная книга о войне, которую я смогла прочитать. Вернее, которую мне было приятно читать. Наверное, если бы я родилась на пару-тройку десятилетий раньше, то была бы хиппи и пацифисткой :)

Говорят, что это антивоенная книга. Говорят, что ее считали "вредной" и запрещали в Америке. Говорят, что без Курта Воннегута не существовало бы ни Кена Кизи, ни Тимоти Лири. А сам Курт о своей книге говорит:
"Эта книга не удалась, потому что ее написал соляной столб"
, а о самом себе:
"И еще я хочу, чтобы мои дети, вспоминая обо мне, не говорили: "Да, наш отец здорово умел шутить, но он был очень грустный человек..."


Книга достаточно обычно написана для искушенных современных читателей, но очень свежо для поколения семидесятых. Эффект фрагментарного преподнесения сюжета сейчас используют многие, возможно, Курт был первым. Во всяком случае, у него это выглядит очень и очень впечатляюще. Он не просто повествует кусками, его герой так живет. Он путешествует во времени. Да,
"Билли Пилигрим отключился от времени"
.

Вторая особенность относится больше к Курту, чем к отдельно взятой книги. Это его язык, стиль повествования. Это настолько американский стиль, что не понимаешь, как эта книга возможна на русском языке. ОН такой яркий и такой непривычный. Всю первую половину книги я восхищалась его необычайно точными сравнениями. Особенно меня впечатлила тема ложек, которая прослеживается на протяжении всей книги. Ну и тральфамадорская присказка "Такие дела". Конечно же, в этом большой респект постоянному переводчику Курта - Рите Райт-Ковалевой, которая была с автором в дружеских отношениях.

Несмотря на подобные плюсы, Курт представляется мне несколько однобоким человеком. Хотя эта однобокость присуща всем людям его времени, всем прошедшим через войну. Именно его книга объяснила мне ЧЕМ и главное ПОЧЕМУ люди, прошедшие войну, так отличаются от тех, кто ее видел лишь в фильмах. Оказалось, все, как обычно просто. Сами догадались? :) Какая бы война не была, пусть даже такая, как у Курта (несколько месяцев отслужил, взяли в плен, Дрезден и уже победа - ничего особенно не сделал ни он сам ни окружающие его люди), она все равно остается САМЫМ СИЛЬНЫМ ПОТРЯСЕНИЕМЧЕЛОВЕКА на всю жизнь. В жизни после войны такой человек никогда не сможет получить более сильное эмоциональное потрясение, потому что во время войны человек живет по другим правилам. И эти правила РАЗРЕШАЮТ убивать.

Я хотела сказать почему в этой книге я смогла воспринять войну. Дело в подходе Курта. Благодаря его фрагментарному сюжету, где военные действия тасуются с действиями на гражданке до и после войны, военные жестокости не успевают набить оскомину и к ним не успеваешь привыкнуть. Ведь весь ужас войны в том, что поведение людей в это время аморально, но оправдывается ситуацией. Когда читаешь линейное повествование, как-то свыкаешься, что героям разрешено то, другое, третье. А Курт специально окунает тебя в серную кислоту повседневности, чтобы ты мог четче почувствовать, что то, что происходит на войне выходит за рамки общепринятого. Эти же моменты помогают отдохнуть сознанию от жестокостей, попасть в более понятный и знакомый мир.

Пара слов относительно глав. Первая глава является введением, в которой автор рассказывает о своих действиях по отношению к книге. А вторая глава - это уже сама книга. Для меня переход оказался неожиданным. Начав читать вторую главу, я удивилась откуда взялся этот Билли Пилигрим и мне пришлось перечитать концовку первой главы, чтобы осознать, в каком промежутке времени я нахожусь.

Относительно фантастической составляющей. Стоит отметить умение автора так красиво вплести такую, в принципе, очень обычную легенду в реальные события. Да, хотела тут еще сказать, что людей, прошедших войну, несколько спасает фантастика. Только в очень далеком и, скорее всего, невозможном будущем они видят и мысленно находят ощущения, которых они ищут. Ведь они их, все равно, ищут. Эмоции - это наш наркотик и если один раз человек почувствовал подобное возбуждение, он будет стремится не только его повторить, но и преувеличить.
"Розуотер был вдвое умней Билли, но оба они одинаково переживали одинаковый кризис в жизни. Обоим жизнь казалась бессмысленной - отчасти из-за того, что им пришлось пережить на войне. Например, Розуотер нечаянно пристрелил четырнадцатилетниго парнишку-пожарника, приняв его за немецкого солдата. А Билли видел величайшую бойню в истории Европы - бомбежку города Дрездена. Такие дела.
И теперь они оба пытались преобразовать и себя, и свой мир. И научная фантастика была им большим подспорьем"
.

Кстати, о времени. Тральфамандорском времени.
"Самое важное, что я узнал на Тральфамадоре, - это то, что когда человек умирает, нам это только кажется. Он все еще жив в прошлом, так что очень глупо плакать на его похоронах. Все моменты прошлого, настоящего и будущего всегда существовали и всегда будут существовать. Тральфамадорцы умеют видеть разные моменты совершенно так же, как мы можем видеть всю цепь Скалистых гр. Они видят, насколько все эти моменты постоянны, и могут рассматривать тот момент, который их сейчас интересует. Только у нас, на Земле, существует иллюзия, что моменты идут один за другим, как бусы на нитке, и что если мгновение прошло, оно прошло бесповоротно.
Когда тральфамадорец видит мертвое тело, он думает, что этот человек в данный момент просто в плохом виде, но он же вполне благополучен во многие другие моменты. Теперь, когда я слышу, что кто-то умер, я только пожимаю плечами и говорю, как сами тральфамадорцы говорят о покойниках: "Такие дела"
.

Имхо, возможно, что тральфамандорцы и могут не пытаться ничего изменить, зная наперед все события и живя в них периодически, но люди так не смогут. И пример Билли Пилигрима в этом случае выглядит правдоподобно, но не очень. Версия интересная, но несколько сложноватая. Должно быть проще. Хотя взять у тральфамандорцев отношение к покойникам "такие дела" и страсть к созерцанию приятных моментов не только можно, но и нужно :)

Да, и про сам Дрезден. Курт, как истинный писатель оставляет раскрытие главной темы на конец. Но. То, что он описывает, совсем не то, что мы от него ждем. Он ведь ничего собственно не видел, а только чувствовал. А что видел, о том не нужно рассказывать. О войне, считает Курст, "никогда не нужно говорить".

Итог. Книга стоящая. Правда, для каждого она будет стоит по-разному.

Источник

Комментарии


Уже за одни подробности можно + ставить!


Спасибо! :)


такие дела...