Больше рецензий

26 февраля 2024 г. 10:50

585

4 Смерть от любви

"Искусство и там, где речь идет об отдельном художнике, означает повышенную жизнь. Оно счастливит глубже, пожирает быстрее. На лице того, кто ему служит, оно оставляет следы воображаемых или духовных авантюр; даже при внешне монастырской жизни оно порождает такую избалованность, переутонченность, усталость, нервозное любопытство, какие едва ли гложет породить жизнь, самая бурная, полная страстей и наслаждений."

Служители искусства и писатели - это отдельная каста людей, с очень своеобразной душевной организацией. Именно... Не столько с тонкой, сколько своеобразной и часто нам непонятной. Художник рождает, мы потребляем его плоды, и часто с превеликим удовольствием, если ему удаётся родить шедевр. А откуда он черпает вдохновение, из каких душевных недр? Ну конечно из своих! Но ведь творческие запасники тоже имеют свойство оскудевать и требуют пополнения, а иначе говоря - вдохновения. А что питает вдохновение? Много что - страдание, впечатление, путешествие, созерцание, любовь... И эта история о наполнении душевных недр одного сорокалетнего и утомлённого душой служителя пера.

У нашего главного героя сначала случилось путешествие, на которое его вдохновил случайный странник - прохожий, а затем нечаянная любовь. Путешествие привело его в Венецию. Я не была там никогда, и не хочу... Сколько бы не смотрела фильмов с её изображением, сколько бы не читала книг, где упоминается эта провинция Италии, ничего кроме неприятного чувства она у меня не вызывает. Интуиция меня никогда не подводит, поэтому я не буду даже пытаться испытывать её на прочность. Город на воде... Брр... Я не люблю воду, как кошки, а тут ещё она повсюду среди обветшалых домов, да с соответствующими ароматами. Ладно, речь сейчас не о моих пристрастиях. Писатель ищет там вдохновения, а находит любовь к красивому мальчику с ангельской внешностью.

Как это всё принять обычному читателю с традиционными наклонностями? Я не морщилась, ибо в рассказе описана любовь в начальной созерцательной стадии со всеми её проявлениями. Никакой пошлости в описаниях или непристойных фантазий у Манна нет, слава Богу. Поэтому я даже немного вжилась в шкуру этого зрелого писателя, понимая что он чувствует, находясь в состоянии одержимой страсти. Я не зацикливалась на том, что любовь эта не только однополая, но и к ребёнку почти. Его состояние воспринималось мною по большей части как любовь к чему-то прекрасному, красивому и вдохновляющему художника, который немного творчески исчерпался и находился в поисках прекрасного. Искал - нашёл... Услада для глаз, которая разжигала ему кровь и была недоступной, а потому особо притягательной. Например, таковой может быть любовь к актёрам или, скажем, любовь в социальных сетях... Стоит прикоснуться жизни и времени к таким чувствам и они испарятся, как облачка. В рассказе ни одной непристойной мысли при остальном красивом и глубоко философски - психологичном тексте писателя.

Тем не менее, некая болезненность меня окутывала всё время чтения... Венеция с её каналами и нездоровыми запахами, начинающаяся пандемия и одержимость страстью, которая замутняет человеку разум, притупляет чувство самосохранения и вообще хоть какого-то рационального мышления. Этот лихорадочный накал закончился логически ожидаемо и весьма плачевно. А может и нет? Может, это самая лучшая смерть для творческого заскучавшего человека - почти мгновенная, на пике страсти и любви при созерцании красоты, а не в тоске и долгих муках неизбежной старости...

"Счастье писателя — мысль, способная вся перейти в чувство, целиком переходящее в мысль. Эта пульсирующая мысль, это точное чувство в те дни было подвластно и покорно одинокому Ашенбаху, мысль о том, что природу бросает в дрожь от блаженства, когда дух в священном трепете склоняется перед красотой."

o-r.jpg



Комментарии


Интересные у тебя впечатления от Венеции, Тань.
Когда там Чехов был, он.. так устал от нё красот, что просился на большую землю, чтобы просто.. полежать на травке.

Тань, а тебе не показалось, что оот случайный прохожий на трамвайной остановке, кто подсказал гг о путешествии, не совсем случайный?
Некий Купидон.
Он вроде и позже мелькнёт своей рыжей шевелюрой на гондоле, да?

Ты права, Манн описал зарю зарождения чувства, без пошлости.
Хотя если бы такой гг следил невинно и прекрасно за моим сыном.. м-да.
Ты же знаешь что это была мука Манна и его жены, эта особенность его?
Но у Манна в повести всё чутко, через символ.
Фактически мальчик - это его душа и юность.

Спасибо за интересную рецензию, Тань.


Интересные у тебя впечатления от Венеции, Тань.
Когда там Чехов был, он.. так устал от нё красот, что просился на большую землю, чтобы просто.. полежать на травке.

Да нет, не впечатления) Скорее предвзятый негатив. Не люблю воду и архитектуру. Как Чехов - больше травку с деревьями..

Некий Купидон.
Он вроде и позже мелькнёт своей рыжей шевелюрой на гондоле, да?

Символы? Возможно, как тут сразу понять..  Да, гондольер его получается бесплатно довёз..

Ты же знаешь что это была мука Манна и его жены, эта особенность его?

Нет, какая особенность?

Но у Манна в повести всё чутко, через символ.
Фактически мальчик - это его душа и юность.

Ну.. возможно, но я воспринимала буквально, как читатель..
У меня всегда вот такие вопросы возникают - автор шифрует в тексте? Хорошо, это его право, но... От этого рассказ или роман не перестают быть просто художественными, сюжетными... Что, читатель, чтоб понять верно должен каждый раз, как лит. критик, перелопатить всю его биографию и творчество, включая переписку, чтоб читать в контексте? Здорово, конечно, но не всегда.. Иногда это жутко напрягает, начинаешь терять удовольствие..

Спасибо за коммент, Саша)


Нет, какая особенность?

Про его гомосексуальность.
Это вообще был бич в его семье. Как до него, так и у его детей.
В своей рецензии на Смерть в Венеции я подробно коснулся этого. Там трагично всё и гротескно. Дочка-лесбиянка вышла замуж за парня гомосексулиста, сын гомосексуалист покончил с собой..
Кстати, он был неплохим писетелем.
А Манну помогала обуздывать его вторую природу - его жена Наташа.
Такие дела.

Ну.. возможно, но я воспринимала буквально, как читатель..
У меня всегда вот такие вопросы возникают - автор шифрует в тексте? Хорошо, это его право, но... От этого рассказ или роман не перестают быть просто художественными, сюжетными... Что, читатель, чтоб понять верно должен каждый раз, как лит. критик, перелопатить всю его биографию и творчество, включая переписку, чтоб читать в контексте?

Тань, когда нужно что то лопатить, это всегда убивает текст.
Нет, хорошо иногда знать те или иные подробности жизни автора, или создания текста, но всё же в настоящем творчестве всё должно быть понятно и без этого.
Так и у Манна. Текст чудесен и самостоятелен сам по себе, и символизм и буквальность прочтения там как рука об руку.


Дочка-лесбиянка вышла замуж за парня гомосексулиста, сын гомосексуалист покончил с собой..

Боже правый...(

Нет, хорошо иногда знать те или иные подробности жизни автора, или создания текста, но всё же в настоящем творчестве всё должно быть понятно и без этого.

Да бы... Да вот не всегда) Часто слышу - а ты вот почитай об авторе и сразу поймешь, о чём он писал...)
Это и хорошо и плохо.. А вот не хочу читать, буду воспринимать буквально, что он тут написал! :) Ладно, я шучу. Всё верно, произведение должно быть самостоятельным, даже если и зашифрованным - я тоже так считаю..


В моем сборнике рассказов этот как раз на очереди. Но вот как-то опасаюсь читать...


Читайте, не бойтесь, там нет неприятного. Ну, можете представить, что на месте мальчика красивая молодая женщина - разницы никакой.. Просто переживания любви мужчины в возрасте..