Больше рецензий

Mary-June

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

23 февраля 2024 г. 15:38

336

5

Русский лес – это и название романа Л. Леонова, и его тема, и место действия, и центр жизни героев книги, и самостоятельный художественный образ, и идеал, к которому стремятся.

Роман неспешный, немного вязкий: с повествованием рассказчика, чья речь конкретна, но обстоятельна, читатель перемещается с одного из московских вокзалов почти в центр столицы Советского государства, проводит с героем – защитником русского леса Иваном Вихровым - детство в лесном краю Российской империи, переносится в дореволюционные Петербург и Москву, опять возвращается в Москву 1941 года, пережидает с героями авианалеты, предотвращает с ними пожары, карауля на крышах вражеские самолеты, сопереживает знаменитому параду 7 ноября 1941 года и не раз (сначала студентка Поля чудом оказывается на Красной площади по приглашению уже покойного комсомольца, потом она же пересказывает увиденное красноармейцам, и ее рассказ ободряет и вдохновляет), едет на бронепоезде, собранном рабочими-энтузиастами, вместе с максималистом Сережей, опять переносится в воспоминаниях антагониста романа в дореволюционные годы, вновь возвращается во время битвы за Москву...

Насыщенные событиями и мыслями страницы при этом автор не переполняет надрывом, не сует читателю под нос кровавое месиво – описанное и без того воздействует сильно (как сцена, когда Сережа вместе с боевыми товарищами проходит мимо других солдат, достающих из колодца убитых нацистами жителей одной из деревень). К тому же, автор, доверяя повествование разным героями, и действительность показывает с их точки зрения: категоричные по-юношески Поля или Сережа переживают остро, может быть, немного зациклены на своих переживаниях в начале своих сюжетных линий, они делают открытия о себе, о других людях, переосмысливают поступки и свои жизненные планы; уже зрелые герой и антагонист более внешне спокойны, более рассудительны, больше скрывают переживания, даже от самих себя – Иван Матвеевич Вихров – сдержан благодаря глубокой культуре работы над собой и привычки к умственному труду, Александр Грацианский – с позиции собственной непогрешимости, с оттенком снисходительной усталости, из-за боязни показать себя даже самому себе, проговориться, предстать не таким.

Повествование закольцовано: если в детстве Иван с приятелем углубляются в лесную глушь к своеобразному хранителю леса - Калине (это такие поэтичные, чистые страницы, что хоть в хрестоматию для чтения в младшей школе бери), находят там ручеек - исток Енги, то взрослый уже Иван Матвеевич вновь приходит к истоку и там находит маленького, но строгого мальчика – которого тоже зовут Калиной. Это своего рода знак от автора герою, что его цель, его мечта о бережном отношении к русскому лесу, к народному богатству может и должна быть достигнута и исполнена.