Больше рецензий

Tin-tinka

Эксперт

По моему скромному мнению :)

22 февраля 2024 г. 08:49

9K

3 Рассадник сентиментальности

Мы обе зарыдали неудержимыми, счастливыми рыданиями, целуя и прижимая друг друга к сердцу, плача и смеясь.

Сразу признаюсь, я догадывалась, что книга мне не понравится, ведь в прочитанном уже были 2 произведения писательницы. Но, во-первых, завершая тему институтов благородных девиц, мне захотелось взглянуть на происходящее с иной точки зрения, чем у Водовозовой и Лухмановой (обе эти писательницы - представительницы прогрессивно настроенных женщин, так что они критиковали институтское обучение, которое культивировало «женственность» в худшем смысле этого слова). А во вторых, встретив информацию, что «Записки институтки» были написаны на основе дневника автора, я понадеялась, что тут будет больше реализма, чем в оторванных от жизни сказках Чарской.

И да, здесь все действительно как будто взаправду, описывается уже знакомая мне жизнь институток со строгими правилами и публичными наказаниями, с казенной пищей и извращенными чувствами в виде «обожания». Вот только если предыдущие писательницы смотрели на эти нравы критически, то Чарская как будто впитала в себя дух сентиментальной жеманности и выражается весьма театрально, отчего читать ее неприятно. Словно писательница не может просто и душевно передавать чувства героев, они у нее получается весьма гротескно-картонные, с постоянными рыданиями и поцелуями (в том числе в губы умершей от туберкулеза подруги или же целование рук четырёхдневной покойницы).

цитаты

Я подошла, неистово краснея, и молча присела перед фрейлейн.
Но каково же было мое изумление, когда классная дама наклонилась ко мне и неожиданно поцеловала меня… В горле моем что-то защекотало, глаза увлажнились, и я чуть не разрыдалась навзрыд от этой неожиданной ласки

Еленина прочла нам подобающую проповедь, причем все наши маленькие шалости выставила чуть ли не преступлениями, которые мы должны были замаливать перед Господом. Начальница на наше «Простите, Maman» просто и кротко ответила: «Бог вас простит, дети». Инспектор добродушно закивал головою, не давая нам вымолвить слова. Зато Пугач на наше тихое, еле слышное от сознания полной нашей виновности перед нею «простите» возвела глаза к небу со словами:
— Вы очень виноваты предо мною, mesdames, но если сам Господь Иисус Христос простит вам, могу ли не сделать этого я, несчастная грешница!

И опять глаза, полные слез, поднялись в потолок.
— Экая комедиантка! — вырвалось у Бельской, когда мы, смущенные неприятной сценой, вышли из ее комнаты.
— Белка, как можешь ты так говорить...

— О чем ты молилась, Галочка? — спросила она меня, осветленное личико ее улыбалось.
— Я, право, не знаю, как-то вдруг меня захватило и понесло, — смущенно ответила я.
— Да и меня тоже…
И мы тут же неожиданно крепко поцеловались. Это был первый поцелуй со времени нашего знакомства

— Ах, скорее бы, скорее наступило это время! — тоскливо шептала она. — Знаешь, Люда, мне иногда кажется, что будущее так светло и хорошо, что я не доживу до этого счастья!
— Что ты, Ниночка! — в ужасе восклицала я и, чуть не плача, зажимала ей рот поцелуями

Я охотно исполнила ее просьбу: я целовала эти милые изжелта-бледные щеки, чистый маленький лоб с начертанной уже на нем печатью смерти, запекшиеся губы и два огромных чудесных глаза…

Я осыпала мою маму самыми нежными названиями, на которые так щедра наша чудная Украина: «серденько мое», «ясочка», «гарная мамуся» писала я и обливала мое письмо слезами умиления.

Пока классная дама пробегала вооруженными пенсне глазами мои самим сердцем диктованные строки, я замирала от ожидания — увидеть ее прослезившеюся и растроганною, но каково же было мое изумление, когда «синявка», окончив письмо, бросила его небрежным движением на середину кафедры со словами:
— И вы думаете, что вашей maman доставит удовольствие читать эти безграмотные каракули? Я подчеркну вам синим карандашом ошибки, постарайтесь их запомнить. И потом, что за нелепые названия даете вы вашей маме?.. Непочтительно и неделикатно. Душа моя, вы напишете другое письмо и принесете мне.
Это была первая глубокая обида, нанесенная детскому сердечному порыву… Я еле сдержалась от подступивших к горлу рыданий и пошла на место

Затем вышла воспитанница 2-го класса, добродушная, всеми любимая толстушка Баркова, и после низкого-низкого реверанса прочла русские стихи собственного сочинения, в которых просто и задушевно выражалось горячее чувство любящих детей к их незабвенным Отцу и Матери.

Напрасно начальство уговаривало нас опомниться и собраться в пары, напрасно грозило всевозможными наказаниями, — мы, послушные в другое время, теперь отказывались повиноваться. Мы бежали с тем же оглушительным «ура!» по коридорам и лестницам и, дойдя до прихожей, вырвали из рук высокого внушительного гайдука соболью ротонду Императрицы и форменное пальто Государя с барашковым воротником и накинули их на царственные плечи наших гостей.

Потом мы надели теплые меховые калоши на миниатюрные ножки Царицы и уже готовились проделать то же и с Государем, но он вовремя предупредил нас, отвлекая наше внимание брошенным в воздух носовым платком. Какая-то счастливица поймала платок, но кто-то тотчас же вырвал его у нее из рук, и затем небольшой шелковый платок Государя был тут же разорван на массу кусков и дружно разделен «на память» между старшими.

— А нам папироски, Ваше Величество! — запищали голоса маленьких, видевших, что Государь стал закуривать.
Мы облепили окна швейцарской и соседней с нею институтской канцелярии, любуясь дорогими чертами возлюбленных Государя и Государыни.
Всех нас охватило новое чувство, вряд ли даже вполне доступное нашему пониманию, но зато вполне понятное каждому истинно русскому человеку, — чувство глубокого восторга от осветившей нашу душу встречи с обожаемым нами, бессознательно еще, может быть, великим Отцом великого народа.



свернуть

Конечно, тут не обошлось без смерти – ведь что может быть трагичнее и в то же время возвышеннее, чем юная покойница и ее красавец отец, горестно шагающий за маленьким гробиком

цитаты

— Да, дети, это была золотая, благородная, честная душа! На редкость хорошая! — обратилась она к нам тихим, но внятным голосом.

«Чистая! Честная! Святая! И лежит здесь без дыхания и мыслей, а мы, ничем не отличающиеся, шаловливые и капризные, будем жить, дышать, радоваться!..» — сверлило мой мозг, и каким-то озлоблением охватило мою детскую душу.

Одна за другой подходили институтки к гробу, поднимались по обитым черным сукном траурным ступеням катафалка и с молитвенным благоговением прикладывались к прозрачной ручке усопшей. Голоса старших едва звучали, задавленные рыданиями…

Все время отпевания отец Нины не выпускал края гроба, не отрывал глаз от потемневшего мертвого личика. Когда гроб вынесли, он шел до монастыря не сзади, а сбоку белого катафалка с княжеской короной.

Прохожие, при виде печальной процессии, маленького гробика, скрытого под массою венков, целой колонны институток, следовавших за гробом, снимали шапки, истово крестились и провожали нас умиленными глазами.

Но больше всего поражал прохожих вид высокого, статного красавца генерала, идущего у самого гроба без шапки, с глазами блуждающими и страшными

свернуть

В институте девочки вовсю увлекались мистикой, запугивали себя страшными историями или же нарочно испытывали свою силу воли, чтобы доказать смелость и совершить героический поступок во славу своей «душки». Вообще, этакая героическая жертвенность там была весьма в чести, по крайней мере, Чарская любит ее описывать.

цитаты

Мы, младшие, «обожаем» старших. Это уже так принято у нас в институте. Каждая из младших выбирает себе «душку», подходит к ней здороваться по утрам, гуляет по праздникам с ней в зале, угощает конфетами и знакомит со своими родными во время приема, когда допускают родных на свидание. Вензель «душки» вырезывается перочинным ножом на «тируаре» (пюпитре), а некоторые выцарапывают его булавкой на руке или пишут чернилами ее номер, потому что каждая из нас в институте записана под известным номером. А иногда имя «душки» пишется на стенах и окнах… Для «душки», чтобы быть достойной ходить с ней, нужно сделать что-нибудь особенное, совершить, например, какой-нибудь подвиг: или сбегать ночью на церковную паперть, или съесть большой кусок мела, — да мало ли чем можно проявить свою стойкость и смелость.

— Ты ее очень любишь? — спросила я Нину, когда молодые девушки были далеко от нас.
— Ужасно, Галочка! Я ее люблю первой после папы!.. За нее я готова претерпеть все гонения «синявок»… Я ее буду обожать до самого выпуска.

Нет, Люда, я пойду, ты не проси лучше… ради нее-то, ради Ирочки, я и пойду. Ведь я еще ничего особенного не сделала, чтобы заслужить ее дружбу, вот это и будет моим подвигом.

«Если б они знали, если б только знали, за что я терплю эту муку! — вся замирая от сладкого трепета, говорила я себе. — Милая, милая княжна, чувствуешь ли ты, как страдает твоя маленькая Люда?»

Мы замерли минуты на две, сжимая друг друга и обливаясь слезами.
— Галочка, моя бедная! — шептала между поцелуями Нина. — Что я с тобой сделала!
В ответ она обняла меня и чуть слышно прошептала:
— А что ты за меня вынесла, Люда!
«Люда!» Как восхитительно звучало мне мое имя в милых губках княжны: не Галочка, а Люда

Когда Нина читала мне ровным и звонким голоском о том, как колесовали нежное тело Варвары, в то время как праведница распевала хвалебные псалмы своему Создателю, у меня невольно вырвалось:
— Боже мой, как страшно, Ниночка!
— Страшно? — недоумевая, проговорила она, отрываясь на минуту от книги. — О, как я бы хотела пострадать за Него!



свернуть

Еще я обратила внимание, что в книге много значения придается героизму погибшего офицера, ведь папа главной героини погиб в русско-турецкой войне. Такой патриотизм выглядит весьма навязчивым, потому что про папу-героя отчего-то знают все вокруг, включая императора, и это постоянно повторяется в тексте.

цитаты

— Это маленькая Людмила Влассовская, дочь убитого в последнюю кампанию Влассовского? — спросила начальница Анну Фоминишну. — Я рада, что она поступает в наш институт… Нам очень желанны дети героев. Будь же, девочка, достойной своего отца.

— Ах да, я слышала, что твой папа был убит на войне с турками. Maman уже месяц тому назад рассказывала нам, что у нас будет подруга — дочь героя. Ах, как это хорошо!

Она трепала меня по щеке и ласково улыбалась.
— C'est la fille de Wlassovsky, heros de Plevna (дочь Влассовского, героя Плевны), — пояснила она толстому, увешанному орденами, с красной лентой через плечо господину.

— Прекрасно, малютка! — произнес милый бас Государя. — Как твоя фамилия?
Его рука, немного тяжелая и большая, настоящая державная рука, легла на мои стриженые кудри.
— Влассовская Людмила, Ваше Императорское Величество, — догадалась я ответить.
— Влассовская? Дочь казака Влассовского?
— Так точно, Ваше Императорское Величество, — поспешила вмешаться Maman.
— Дочь героя, славно послужившего родине! — тихо и раздумчиво повторил Государь, так тихо, что могли только услышать Государыня и начальница, сидевшая рядом. Но мое чуткое ухо уловило эти слова доброго Монарха.
— Approche, mon enfant (подойди, мое дитя)! — прозвучал приятный и нежный голосок Императрицы, и едва я успела приблизиться к ней, как ее рука в желтой перчатке легла мне на шею, а глубокие, прелестные глаза смотрели совсем близко около моего лица.
Я инстинктивно нагнулась, и губы Государыни коснулись моей пылавшей щеки.
Счастливая, не помня себя от восторга, пошла я на место, не замечая слез, текших по моим щекам, не слыша ног под собою…

— Как! — воскликнул генерал, когда мама сообщила ему о военной службе папы. — Значит, отец Люды тот самый Влассовский, который пал геройской смертью в последнюю войну!

свернуть

Так же большое значение имеет и состоятельность родни, при первом знакомстве девицы рекомендовали себя как следует: "мы очень богаты", " папа имеет замок", да и быть аристократкой – уже достаточный повод для гордости и уважения.

цитаты

Мы очень богаты!.. На Кавказе нас все-все знают… Папа уже давно начальник — командир полка. У нас на Кавказе большое имение.

Ирочка — шведка, но ее родители живут теперь здесь, в Петербурге; она непременно хочет познакомить меня с ними. Ее отец, кажется, консул или просто член посольства — не знаю, только что-то очень важное. Ирочка почему-то молчит, когда я ее об этом спрашиваю. У них под Стокгольмом большой замок.

Ирочка — аристократка, и это сразу видно…
Не потому ли так любила ее чуткая и гордая Нина?



свернуть

Книги у институток были не в чести, не считая учебников, лишь раз я встретила упоминание о чтении. Так что в свободное время девочки слонялись без дела, хотя свободного времени у них было весьма немного, ведь, например, воскресная молитва в церкви занимала 3 часа.

цитаты
Богослужение в этот день было особенно торжественно. Кроме институтского начальства были налицо почетные опекуны и попечители. После длинного молебна и зычного троекратного возглашения диаконом «многолетия» всему царствующему дому, мы, разрумяненные душной атмосферой церкви, потянулись прикладываться к кресту. Проходя мимо Maman и многочисленных попечителей, мы отвешивали им поясные поклоны (реверансов в церкви не полагалось) и выходили на паперть.
Праздничный день тянулся бесконечно… Мы сновали по залу и коридорам, бегали вниз и вверх, раза четыре попадались на глаза злющей Елениной и никак не могли дождаться обеда. Более деловитые играли в куклы или «картинки» — своеобразную институтскую игру, состоящую в том, чтобы подбросить картинку, заменяющую институтку, кверху; если картинка упадет лицевой стороной — это считалось хорошим ответом урока, а обратного стороной — ошибка. За ответы ставились баллы в особую тетрадку и затем подводились итоги. Игра эта была любимою у маленьких институток.
Серьезная Додо извлекла из своего стола толстую книгу с изображением индейцев на обложке и погрузилась в чтение.
Наступили праздники, еще более однообразные и тягучие, нежели будни. Мы слонялись по коридорам и дортуарам.
свернуть

Еще меня удивило, как настраивали учителя девочек друг против друга, разжигая в них конкуренцию. Если в прошлых книгах ярлык «парфетка» было скорее нелестным прозвищем для тех, кто слишком старался угодить классным дамам, то тут за звание лучшей ученицы вовсю держатся и мысль стать первой ученицей даже заглушает горе от потери подруги.

цитаты

— Qu’avez-vous, petite? Je ne vous reconnais plus (что с вами? Я не узнаю вас больше)! Вы хорошо училь и зналь ваш урок, et maintenant (а сегодня…) oh, мне только остает хороший ученица маленькая princesse et plus personne (княжна и больше никто).

Я видела, как краска то отливала, то приливала к щекам взбешенной и сконфуженной Крошки.

— Ну, Ниночка, — сказала я моей соседке, — этого она тебе не простит никогда.

— Совсем ты изменилась, девочка, — говорила Маman. — Привезли тебя румяным украинским яблочком, а увезут хилой и бледной. Знаю, знаю, как тяжело терять близких, и понимаю, как тебе грустно без Нины. Ты ведь ее так любила! Но, милая моя, на все воля Божья: Нину отозвал к себе Господь, а воля Его святая, и мы не должны роптать… Впрочем, — прибавила Maman, — Нина все равно долго бы жить не могла; она была такая хилая, болезненная, и та роковая болезнь, которая свела так рано ее мать в могилу, должна была непременно отразиться и на Нине… И потому, — заключила княгиня, — не горюй о ней…

Видя, что мои глаза застлались слезами при воспоминании о милой подруге, Maman поспешила прибавить:

— А учишься ты прекрасно! Пожалуй, первою ученицей будешь в классе.

Первой ученицей! Я об этом не думала, но слова Maman невольно наполнили мое сердце самыми честолюбивыми замыслами… В первый раз после смерти Нины я ощущала какое-то сладкое душевное удовлетворение. Быстро подсчитала я мои баллы и не без восторга убедилась, что они превосходят отметки Додо — самой опасной соперницы.

Спустя дня три нам роздали бюллетени с баллами.

Ура! Я была первою в классе!

Меня охватила на мгновение почти шумная радость, но — увы! — только на мгновение… Какой-то внутренний голос шептал мне зловеще: «Этого не было бы, если б княжна Джаваха не лежала в могиле, потому что Нина была бы непременно первой». И острая боль потери мигом заглушила невинную радость…

свернуть

Подводя итог, хоть и делая скидку на то, что это литература для маленьких, я не стала бы рекомендовать данную книгу знакомым детям. Если хочется прочесть что-то детское про институток, лучше выбрать Бруштейн или Лухманову, а книги Чарской пусть останутся в прошлом, как пример сентиментальных романчиков для барышень.
картинка Tin-tinka

Комментарии


Кажется, эту я начинала слушать и бросила)) еще в самом начале
Не затянуло.


Но она очень популярна, как не странно)


Вкусовщина, кому-то и близко)


Да, но на мой взгляд, тут ещё сказывается то, что мы возвращаемся к патриархально -монархическим ценностям) если посмотреть обсуждения в инете, то писательницу преподносят как жертву советского строя, так что долой советские книги, вперёд дореволюционная литература;)) Правда, подросткам и то и то не интересно в большинстве своем;)


Мода на что-то, она такая, часто притянута за уши))


Я часто вижу, что ты, Оля и Сергей пишете о каких-то неомонархистах. Кочубей, ни разу их не встречала, – ни в интернете, ни, тем более, в реале. Где вы их находите?
Из того, что я вижу, наоборот, монархия, вместе с Советами, считается чем-то ужасно немодным и замшелым, для стариков.
Хотя, судя по минусу твоего коммента, одного я уже опосредованно встретила :D


Красная тряпка не только на быков действует, так что, что тут удивительного, что на ловца и зверь бежит;)


«женственность» в худшем смысле этого слова

Не жеманность, нерешительность или покорность? Женственность – это же отличное качество.


Женственность в кавычках) имеется в виду, то что вкладывают в плохом смысле в "девчачье поведение" - эмоциональную неустойчивость, глупость, романтичность и остальное)


Они и для подростков мужского пола характерны. Глупость так и вообще больше характерна для людей с возрастом и снижением когнитивных функций :)
Я к тому, что это стереотип, да к тому же и устаревший, попробуй ещё найди сейчас таких подростков в целом и девчонок в частности :) – а женственность и девчачьесть – это шикарные качества. Женственность – чувственность, уверенность, плавность, мудрость, спокойствие. Девчачьесть – энергичность, прыгучесть, непокорность, сопереживательность, небезразличие.

Романтичность – тоже отличное качество, в хорошую сторону отличается от цинизма и усталости взрослых.

Ты, возможно, имела в виду не глупость, а наивность? Но она тоже свойственна обоим полам в детском и подростковом возрасте, человек наивен в силу отсутствия травмирующего опыта.

Тоже, кстати, пыталась читать Джаваху, она мне показалась именно наивной.


Да, стереотип,но он появился не на пустом месте, именно поэтому я его и использую, он легко объясняет, что я хочу сказать) Судя по прочитанной литературе, раньше многие институтки были как раз такие, как в книге - сентиментальные, нервные, ведущие возвышенные разговоры о пустом)

Любое качество может быть извращено, хорошее превращается в уродливую форму,поэтому вопрос не в романтичности,женственности или эмоциональности,а в том какие странные формы это может принимать, тем более если это культивировать)

Многие детские книги наивные,но на мой вкус, у Чарской это именно сентиментальщина, как и в книге Сесилия Джемисон - Леди Джейн, или Голубая цапля


Любое качество может быть извращено, хорошее превращается в уродливую форму,поэтому вопрос не в романтичности,женственности или эмоциональности,а в том какие странные формы это может принимать, тем более если это культивировать)

Не могу согласиться. Ты, конечно, имеешь право на своё мнение, но здесь нам придётся agree to disagree :) Женственность, романтичность и эмоциональность всегда полезные качества, вопрос исключительно в уместности в конкретной ситуации.

А сентиментальность, нервность и ведение разговоров о пустом всегда бесполезные и неуместные качества, в любых, даже самых малых количествах. Но к женственности или девчачьести как таковым они никакого отношения не имеют.

Но вообще мне было бы интересно пообщаться с сентиментальными, наивными и нервными молодыми людьми, ведущими разговоры о пустом. Я их совсем не встречала среди людей до 70. Среди тех, кто старше 70, встречала обоих полов, но в целом не часто, хоть я и много волонтёрю в домах престарелых. Но старше 80 такое, увы, уже довольно часто встречается.

Честно говоря, я не могу представить такие качества у человека с полностью здоровым мозгом, поэтому возражаю против уравнивания женственности с психическим нездоровьем.

Нервность - это же вообще-то психическая астения или неврастения, и это болезни https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F


Думаю мы в целом похожи во взглядах)

вопрос исключительно в уместности в конкретной ситуации.

вот это я и имела в виду

Но вообще мне было бы интересно пообщаться с сентиментальными, наивными и нервными молодыми людьми, ведущими разговоры о пустом.

тут тебе поможет литература прошлого) самые плохие образцы до нас конечно не дошли,но все же можно примерно понять )

Кстати, разговор о стереотипах напомнил мне,что хотела спросить твое мнение о Хелен Льюис - Неудобные женщины. История феминизма в 11 конфликтах , твоя оценка 0 что означает?;)


Хахах, может, поэтому я их и не читаю. Но Джаваху пыталась читать. Даже Бедную Лизу прочитала.

Я нолик ставлю тем книгам, которые не дочитала. Видимо, меня эта книга не заинтересовала, я прочитала несколько страниц и поставила нолик, чтобы не забыть, что я не хочу к ней возвращаться.


Да, если что, нолик не влияет на среднюю оценку книги, именно поэтому я их ставлю в любом случае только недочитанным книгам, где я хотя бы страничку недочитала. Или если не читала, а просмотрела книгу скорочтением.


Ну меня вообще средняя оценка не волнует,так что за нее я не переживаю никогда) Скорее хотела узнать твоё мнение о книге,что понравилось или нет,но ты видимо не помнишь))


Нет, я о том, почему я ставлю именно нолик, если не дочитала.
И да, я не помню, просто книга не заинтересовала, значит, была неактуальна для меня в тот момент или вообще.


Ну, школьное соперничество - это довольно обычное дело. Это всегда было, вспомните хотя бы Тома Сойера, как он стремился набрать побольше баллов и в конце концов этого добился, хотя и не вполне легитимными методами :))). Но ведь Тома никто не назовет чувствительным и сентиментальным неврастеником. )))

А этот эпизод - ну, мне кажется, нормально. У мадамы были самые добрые намерения, она просто пыталась отвлечь девочку от переживаний и это ей удалось, пусть ее фразы и были корявыми. Но ведь девочка при этом сохранила и добрые чувства и воспоминания об умершей  подруге, и справедливое сознание, что ее победа не полноценна. Сентиментально, да, но не ужасно. Кстати, а вы знаете, что изначально слово "сентиментализм" обозначало не повышенную слезливую чувствительность, а стремление передать в тексте как можно более подробно и реалистично мелочи жизни и оттенки чувств и переживаний от происходящего.


Ну, школьное соперничество - это довольно обычное дело.

возможно, но тут это мне бросилось в глаза,потому что ученицы загораются друг к другу недоброжелательностью после слов учителя,который их намеренно сравнивает.

хотя бы Тома Сойера

Том Сойер продукт капиталистического мира, так что не удивительно) (вчера встретила фразу

что уж говорить об Америке, гиперкапиталистической стране.

Хелен Льюис - Неудобные женщины. История феминизма в 11 конфликтах )

Сентиментализм не в конкуренции,а во всем остальном) Например, в рыданиях и восторженных страстях.
Если бы я не читала подряд Водовозову,Лухманову и Чарскую,так не бросилось бы в глаза эта манерность последней, многие считают, что для детской литературы подобный стиль приемлем.

Кстати, а вы знаете, что изначально слово "сентиментализм"

нет, не знала. Любопытно)

Я не специалист по сентиментализму, но в Википедии написано как раз про излишнюю чувствительность...

Сентиментализм возник как протест против оторванности классицизма от жизни и отличавшееся излишней чувствительностью и идеализированным изображением людей, их переживаний, жизненной обстановки и природы.

Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма. Не порывая с просвещением, сентиментализм остался верен идеалу нормативной личности, однако условием её осуществления полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Герой просветительской литературы в сентиментализме более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг. По происхождению (или по убеждениям) сентименталистский герой — демократ; изображение богатого духовного мира простолюдина — одно из основных открытий и завоеваний сентиментализма.

Хотя если честно, мне кажется, что это именно Чарская такая слезливая и наивная дама. Ну и Карамзин местами со своей Бедной Лизой.
Ведь читала же я яркого представителя сентиментализма Манон Леско, и насладилась им преизрядно :)

А у Чарской всё по шаблону, такое детское бульварное чтиво вроде Крестовского или Сю.

В начале прошлого века книги Лидии Чарской не раз подвергались резкой, но заслуженной критике. И литературоведы, и педагоги укоряли писательницу за сумбурность, истеричность, надуманность, примитивность её произведений. Но, пожалуй, только К.И.Чуковскому в опубликованной в сентябре 1912 года в газете "Речь" статье "Лидия Чарская" удалось нарисовать яркий и точный портрет литературного, а вернее, псевдолитературного явления, каковым было творчество Лидии Алексеевны.

Что же это такое, обожаемая Лидия Алексеевна? Как это случилось, что вы превратились в машину? Долго ли вам ещё придётся фабриковать по готовым моделям всё те же ужасы, те же истерики, те же катастрофы и обмороки? Кто проклял вас таким страшным проклятием? Как, должно быть, вам самой опостылели эти истёртые слова, истрёпанные образы, застарелые, привычные эффекты, и с каким, должно быть, скрежетом зубовным, мучительно себя презирая, вы в тысячный раз выводите всё то же, всё то же, всё то же… Но, к счастью, вы и до сих пор не догадались о вашем позоре, и, когда простодушные младенцы воспевают вас, как счастливую соперницу Пушкина, вы приемлете эти гимны как должное. Я тоже почитаю вас гением, гением пошлости. Превратить свою душу в машину, чувствовать и думать по инерции! Если какой-нибудь Дюркгейм захочет написать философский трактат «О пошлости», рекомендую ему сорок томов сочинений Лидии Чарской. Лучшего материала ему не найти. Здесь так полно и богато представлены все оттенки и переливы этого малоисследованного социального явления: банальность, вульгарность, тривиальность, безвкусица, фарисейство, ханжество, филистерство, косность (огромная коллекция! великолепный музей!), что наука должна быть благодарна трудолюбивой писательнице.


Да,я читала статью Чуковского и с ним согласна)


Ну, Чуковский на мой взгляд, слишком суров к Чарской :).

Насчет сентиментализма - в Википедии определение приблизительно совпадает с тем, которое написал я. Ну да, там есть про повышенную чувствительность, но все же слезливость не упоминается ).  Зато имеется про внимание к внутреннему миру и сопереживаниям.

Возможно, мое определение несколько устарело - я узнал о нем давно из древнего издания весьма примечательной книги "Жизнь и мнения Тристрана Шенди, джентельмена" Лоренса Стерна. Издана она была в 1949 году, а перевод был выполнен Андрианом Франковским за десять лет до издания. В общем - раритет и наверное первое полное издание книги на русском. В книге было очень подробное предисловие с историей создания и перевода,  художественными особенностями, а в том числе и о сентиментализме. Автор предисловия считал  Стерна основателем этого течения. Может он и ошибался. В любом случае - Стерн, автор очень заслуженный, современник аббата Прево, хотя аббат его несколько опередил -  "Манон Леско" вышла лет на двадцать раньше "Тристрама Шенди".  Возможно, они даже не слышали друг о друге - один жил во Франции, другой в Англии, а  отношения между странами были напряженными, в ту эпоху они почти непрерывно воевали между собою.  В общем - очень, на мой взгляд, интересная история с этими авторами. При этом Стерн сильно другой. Я не осмелюсь его рекомендовать к прочтению. Я, по  крайней мере, его не одолел - да, у него очень много внимания к жизненным мелочам и психологическим моментам, но он сильно занудлив и со склонностью не к слезливости, а к сатире. Роман его по объему около 700 страниц, но так и остался не законченным, а главному герою на последних страницах только исполнилось пять лет. ))))


А я люблю сатиру :) А книга похожа на Диккенса?


Пожалуй нет. Если только иметь в виду сатирический элемент, то в этом смысле сходство есть.  Но слишком много отличий. Главное - он практически без сюжета, отсутствует общая линия событий. Автор непрерывно скачет мыслями в самых разных направлениях. Вот он начинает рассказывать про  одно, в процессе рассказа отвлекается на какую-то другую мысль, или событие  и перескакивает на нее/него, потом на третью, четвертую ... И так вся книга на этом построена - непрерывные переходы от одного к другому в соответствии с разными возникающими у автора ассоциациями. При этом между переходами не главы, а часто всего несколько строчек. Но, очень необычно, конечно. Пожалуй, я больше ни у кого подобного не встречал.

Вот сейчас повспоминал автора и подумал, что надо все же попытаться снова его почитать, может теперь лучше пойдет.

Полностью я у него прочел только "Сентиментальное путешествие".  Это небольшая по объему вещь, по форме она для того времени непривычная, но для нынешних времен довольно классическая и напоминает сборник очерков с размышлениями об увиденном во время путешествия во Францию. Но она меня не особо впечатлила.  Кстати, пишут, что это первое в мире произведение в названии которого использовано слово "Сентиментальный" в смысле близком теперешнему значению и именно поэтому пошло название "сентиментализм"..


Почитаю, заинтересовали вы меня этим автором.


Попробуйте ). Интересно, как вам зайдет.

Кстати, если любите сатирическое, то попробуйте почитать роман "Моникины" Фенимора Купера.  Это тот самый Купер, который прославился романами про индейцев, но в "Моникинах" никаких индейцев нет. Это довольно ядовитая политическая сатира на демократию, написанная в 1835 году. По содержанию - про приключения молодого человека, который во время плавания недалеко от Южного полюса, попадает на неизвестный континент (или большой остров - не помню точно) и обнаруживает там необыкновенную цивилизацию.


Да, сатирические произведения очень люблю! Уже скачала и начала читать. Интересно!


Я считаю, что одобрение Чарской институтской системы воспитания, как и её нарочито-театральный(при этом изобилующий грамматическими ошибками) стиль--всего-навсего показатель степени развития умственных способностей вообще и литературной одаренности в частности. "Сиятельную"Ниночку Джаваху она явно писала с себя(наградив девочку теми качествами, которыми Лидия Алексеевна либо обладала, по мнению ближайшего окружения, либо страстно хотела обладать сама). Наделила княжну желанной судьбой(всеобщим безусловным обожанием), героической, в достаточно специфическом институтском понимании, смертью... Отыграла на бумаге собственные детские комплексы и обиды на женившегося-таки в реальности отца(любимое дитя лежит в пышном белом гробу, а статный красавец-герой убивается рядом). Все же произведение--это отражение внутреннего мира автора...
Кстати, пара вопросов к Ниночкиному "папа". Он знал, что половина родственников дочери с обеих сторон умерли от чахотки, был предупрежден о последствиях для ее здоровья, имел средства нанять своей драгоценности лучших гувернеров из Петербурга, не высылая туда ее саму. Да и в Грузии(в Мцхете) воспитательное общество благородных девиц в конце 1870-х годов уже имелось(а уровень образования девочки вполне можно было позже подогнать под столичный, при таких-то деньгах). Так в чем дело? Да и "маман" в институте замечательна: оказывает медленно умирающей пансионерке всевозможные знаки "любви, внимания и сочувствия", но не спешит о состоянии Нины родственникам сообщать, а после её кончины сквозь слёзы заявляет,что всё равно, мол, должна была сдохнуть, так чего уж тут(выражения гораздо более "красивые", но смысл сохранён)...И ещё: вот Людочка такая сентиментальная, а воспоминаний о маме, доме, контраста между семейной обстановкой и уродливой институтской--почти нет... Напоследок придерусь вот к чему: у Чарской почти весь "Джаваховский цикл" написан от первого лица, но сделано это так, как даже самый эгоистичный и высокомерный человек рассказывать о себе не станет:"Вот такой я добрый, кроткий ангел!"Полностью согласна с автором рецензии... Читала серию в 8 или 9 лет: тетя посоветовала. Я младшим родственникам или знакомым читать бы ни за что не дала.


Интересное замечание про то, что Нина воплощает мечты писательницы, а я изначально думала, что Люда списана с Чарской, но увидела, что детство писательницы было совсем иным и папа не погиб.

Да и "маман" в институте замечательна: оказывает медленно умирающей пансионерке всевозможные знаки "

точно, тоже обратила внимание, как она сняла с себя ответственность, хотя в начале книги ничто не указывало на болезненность Нины и ее буквально убил институт.

А насчёт знаков внимания, оказываемых Нине, я заметила, что она ходит с косами,при том, что Люду коротко подстригли под мальчика. В мемуарах бывших воспитанниц встречала упоминание, что младших девочек коротко стригли,отчего Нина вдруг не как все?;)


У Чарской ещё есть мемуарная трилогия, там всё прекрасно видно. А про косы--так Нина же"избранная", ей всё можно.


интересное обсуждение...сколь различны мнения о писательнице...Скажу о своем: Брунштейн, по-моему, менее известна. А Чарская издается годами как в светских, так и православных издательствах. Говорить о ценности ее книг для всех могу только со своей же стороны. Чарская покажет мир институток, часто непростой, во многом пугающий. А вот, где там истина или ложь, надо разбираться. В любом случае, юного читателя можно переключить на нравственные понятия в книге, на то, как строится мир взаимоотношений взрослых и детей, реальности тех лет в закрытых учреждениях и иное. Галина, а вы сравнивали достоверность книг писательницы с тем, что вам известно по иным произведениям? с уважением.


Бруштейн более советская, ее многие сейчас не очень любят за ярко-революционный характер трилогии)

А какие нравственные понятия в книге Вам близки?

Достоверность -думаю, что Чарская весьма реалистично все описала,просто у нее нет критической нотки, но может ей все и нравилось)


да, вы правы: описано всё реалистично, как во всех книгах Чарской. не думала, что творчество Бруштейн востребовано. что точно знаю, Гайдара любят читать люди с 30+. спасибо вам.