Больше рецензий

Norway

Эксперт

по чаю и некромантам

19 февраля 2024 г. 19:27

243

3.5 Кровавое фэнтези на фоне Реконкисты

Я не любитель восточного колорита, но автор так изящно и вкусно описал прогрессивное арабское Средневековье, что даже мне понравилось. Роскошные дворцы, ремесленные кварталы, трущобы, залитые солнцем, весь этот арабский снобизм и пафос, фонтаны практически в пустыне, текущий прямо через дворец ручей, а рядом - битва за власть, кровавые казни и тут же снова высокое искусство - живопись и стихи.
Рядом с арабами-ашаритами живут очень узнаваемые евреи-киндаты, у которых испокон веков одни и те же проблемы. С севера подпирают христиане-джадиты. Все они, несмотря на фэнтезийную основу, очень узнаваемы. Поэтому книгу вполне можно отнести к жанру альтернативной истории времен Реконкисты со священной войной против неверных.
Общая временная канва прослеживается очень хорошо, разве что наука тут шагнула далеко вперед по сравнению с оригинальной эпохой. Зато один из главных героев - Родриго Бельмонте имеет под собой реальный прототип - это известный испанский дворянин Родриго де Вивар и даже сына у него зовут Диего как и было исторически. Возможно, что и у прочих героев есть свои "двойники", но я не сильна в истории Пиринейского полуострова.
Книга очень кровавая. Не могу отнести это к недостаткам - время было такое. Но люди тут мрут как мухи: от болезней, во время набегов, на войне, от стрелы предателя или же просто во время политических зачисток. Человеческая жизнь здесь вообще ничего не стоит, будь ты бедный ремесленник, дворянин или король - отрубить голову или попросту травануть могут в любой момент. Страдают здесь и взрослые мужчины, и женщины, и дети. Казни очень изощренные и кровавые. Интересен момент с обязательным убийством военачальника у ашаритов при смене власти. Ну и если служил бывшему властителю хорошо, то так и быть, не станут позорить публичной казнью, а предложат яд. Отсюда вывод - впечатлительным ромашкам читать не советую.
И книга была бы хороша, если бы не ржа и проказа, которая начала разъедать ее буквально с первых страниц. Это наша главная героиня Джеана, дочь лекаря-киндата. Ее появление в сюжете каждый раз с треском разрушало все обаяние книги, потому что дамочка была слегка неадекватна, местами агрессивна, хамовата и в раннее пиренейское средневековье никак не вписывалась. Вот представить ее в современном офисе - да. В нашей истории -нет.
Типичная истеричка с феминистическими замашками. Она живет в городе ашаритов, где киндаты по сути незваные гости, обложены двойным налогом и вообще считаются людьми третьего сорта. Но ведет себя так, будто отец у нее - минимум визирь. Она ездит верхом как мужчина, требует к себе равного отношения и начинает буянить, если окружающие кавалеры чрезмерно ее опекают. Однако же как только она попадает в беду, тут же начинает проклинать своих спутников за то, что не уследили, не спасли и вообще, где их только носит. Когда же добры-молодцы спасают нашу деву из беды, она снова встает в позу и орет на них, мол хватит меня опекать.
Конечно же, в нее влюбляется каждый встречный-поперечный, от простого солдата до наших доблестных главных героев - естественно, тоже крайне благородных мужей. Хотя что они в ней находят - непонятно. Неземная красота, работа лекарем и истеричный характер. Тем более, что в истории уже есть одна сильная женщина - жена Родриго. Вот у нее слово с делом не расходится, она и по хозяйству управится и стрелу в горло пустит, если надо. Джеана же очень любит, пафосно заломив руки, надавать клятв и обещаний, а потом благополучно забыть об этом. Ну или просто надавать направо и налево всем желающим - целомудрием она не страдает. Оттого на фоне Миранды Бельмонте или той же королевы Инес Вальедской она вянет как стручок на морозе. Ну и попутно рушит все обаяние (пусть и вымышленной) эпохи.
Сложнейшие операции по ампутации конечностей и первая в истории медицины трепанация черепа да еще вслепую (и все это в полевых условиях) - тоже оптимизма не добавили.
По итогу могу сказать, что эпоха автору удалась, хоть она и не похожа на раннее Средневековье. Образ Родриго Бельмонте получился очень ярким, цельным и располагающим. Вообще он стал мои любимым героем романа. Аммар был интересен - у него своя философия и взгляд на жизнь. Хладнокровный убийца и тонко чувствующий поэт. Судьба старого лекаря - трагична. А вот Джеану стоило потерять еще в самом начале после бегства из Фезаны. Все равно от нее не было никакого толку. Только истерики и страдашки.

Прочитано в игре "Лампомоб-2024"
"Собери их всех!"
и в клубе "Осторожно! Историки" в мобах "Картина. Зимний пейзаж с конькобежцами" и "Экспедиция. Сокровища Римского форума и Колизея".

Комментарии


То есть, несмотря на высокую смертность, истеричка живее всех живых? Печалька... Вот зачем авторы портят свои же произведения?


Да, и живет припеваючи))
Мне иногда кажется, что авторам чек-лист выдают с героями: негр, гей, сильная/независимая женщина, транс и т.д. Чем больше таких в книгу впихнешь, тем выше будут продажи ))


Такие чек-листы сейчас выдают большим студиям, - геймдизайнерам и киношникам, - но это книга 95 года :) Думаю, даже на фоне Инес и Миранды она была довольно прогрессивным и живым персонажем, просто очень строптивым. Мне нравилось, что она каждый раз осознавала, что облажалась, просто не хотела обсуждать это с окружающими, мол, ой, всем и так всё понятно, зачем это мусолить? В общем, мне показалось, что автор понимал её недостатки и позволял увидеть их читателю. Хотя как создатель истории он мог бы и чаще щёлкать её по носу, но не стал.