Больше рецензий

18 февраля 2024 г. 10:38

206

4.5 «Мертвых унесли, кровь обтерли, и люди снова мчались вперед, туда, к будущему»

Что понравилось:
- Отстраненная позиция автора, отсутствие оценок и морализаторства.
- Проблема природы зла, темного начала, маньяков, расследования, социальные проблемы, проблема прогнивающей системы и государства.
- Философские темы любви, семейных отношений, долга и службы, судьбы и фатализма, смысла жизни.
- Здесь нет ни одного положительного, психически и морально здорового человека, все персонажи подвержены внутренним порокам и страстям, каждый находит в себе зверя на свой лад - настоящая кунсткамера психотипов.
- Любовная линия прописана горячо и эмоционально, было волнительно "подглядывать" за тайными свиданиями Северины и Жака, слушать их пылкие признания друг другу.
- Очень атмосферный эпизод со снежным поездом, пробирающимся сквозь метель и пургу через белые просторы и огромные сугробы. Напомнило «Убийство в Восточном экспрессе» Агаты Кристи.
- Дикий, динамичный, волнующий до потери дыхания момент с крушением поезда - одна из самых запоминающихся и сильных сцен.
- Особенно поразили и восхитили описания внутренней борьбы Жака с жаждой убийства, его монологи о неистовом желании обладать женщиной полностью посредством ее смерти - шикарно прописанная психология, взгляд из головы маньяка.
- Небольшая зарисовка в вагоне с молодой матерью, рассказывающей о своем счастье, и Жаком пробирает до мурашек...
- Общий накал страстей, драматургии и трагедии на высшем уровне.
- Колко и емко показана внутренняя кухня государственной службы, скользкая работа судебной и пенитенциарной системы.
- Интересно вплетаются небольшие истории со второстепенными персонажами, детали повседневной жизни, сплетни, интриги маленьких людей.
- Поезд Лизон как полноценный женский персонаж со своей сюжетной линией, характером и судьбой.
- Символика, метафоричность текста - железная дорога и поезд как нескончаемый путь человеческих жизней; мир равнодушных машин и механической мощи;
- Множество ярких и эстетичных образов: красная спальня, белоснежное женское тело в темноте, брызги и росчерки крови, шарм 19 века - все это выглядит как часть искусства и живописи.
- Что касается диалогов, внутренних монологов героев, описаний природы и драматичных, напряженных сцен, то у автора они получаются лучше всего, здесь язык красивый и выразительный.
- Если покопаться, можно найти любопытные контрасты и мистические совпадения - все убийства и трагедии происходят рядом с одним участком железной дороги; противопоставление машин, которые наделяются человеческими чертами, и живых людей из плоти и крови, потерявших цивилизованный облик; внутренние и внешние конфликты героев.
- В качестве прототипов автор использовал реальные криминальные истории и дела об убийстве.
- Исторические отсылки, мифологические и фольклорные архетипы.

Минусы:
- Слишком дотошные и детальные описания работы железнодорожной станции, устройства поезда и тонкостей работы машиниста. Видно, что автор досконально изучил эту тему, был так сильно впечатлен и вдохновлен изобретением железной дороги, что хотел отдать дань технологическому прогрессу 19 века, сделав поезд полноценным персонажем книги. Но читать огромные, однообразные вставки о перегоне вагонов, осмотре паровозов, алгоритме управления поезда было нудно и неинтересно, особенно в первой половине книги. Этот элемент производственного романа сбивает темп повествования, нагромождает текст и рушит атмосферу.
- Отсюда и проблема со стилем повествования, который на протяжении всей книги кажется неравномерным - сцены работы железной дороги написаны сухим, скудным языком, что выбивается из общей выразительности текста.
- Бросается в глаза и тавтология, особенно когда на одной странице, буквально через строчку, повторяются слова "паровоз", "поезд", "регулятор" и т.п.
- Автор ярко раскрывает концепцию "в каждом человеке таится зверь", но не показывает первопричину поступков этих людей, склонных к насилию, убийству и темным делам. Что в их жизни случилось такого, что привело к нездоровым наклонностям? Откуда берется темное начало? Где "история болезни"? Все их людоедство и маньячность объясняются скорее каким-то первобытным инстинктом и дурной наследственностью, но куда интереснее было бы проработать историю их детства, социальный фон, психологические травмы. Природа зла здесь показана скорее вширь, нежели вглубь.

Цитаты
Цитаты:
«Когда сердце слишком заполнено каким-нибудь одним горем, в нем нет больше места для другого»
«И наконец, господи боже, надо же отделаться от этой последней иллюзии - правосудия. Стремиться к правосудию - какой самообман! Истина всегда останется скрытой за всевозможными запутанными обстоятельствами»
«К чему направлять следствие на истинный путь, если путь этот приведет к еще большим затруднениям и неприятностям?»
«Мертвых унесли, кровь обтерли, и люди снова мчались вперед, туда, к будущему»
«Всякая работа хороша, если она порядочно оплачивается»
«Чем же объяснить его ярость? Каждый раз им овладевало какое-то слепое бешенство. У него являлось непреоборимое стремление отомстить за давнишние обиды, ясное воспоминание о которых уже утратилось»
«Во время припадка Жак ощущал потребность овладеть женщиной в борьбе, покорить ее, испытывал извращенное желание умертвить ее и взвалить себе на спину, как отнятую у других добычу»
«Раздавались резкие свистки, напоминавшие пронзительные крики насилуемых женщин»
«Каждый раз перед отправлением из Парижа курьерского поезда, с которым ездил Пекэ, Виктория тщательно осматривала его одежду, чтобы «другая» не имела права обвинить ее в неряшливости и дурном уходе за их общим мужем»
«Поэтому Денизе был не прочь дать понять Лашене, каким могуществом, какой деспотической властью обладает судебный следователь над свободой каждого, вызванного в следственную камеру, где одного его слова достаточно, чтобы обратить свидетеля в обвиняемого и немедленно отослать в тюрьму»
«Кроме того, поскольку этот Рубо признает себя виновным, не все ли равно, в конце концов, правосудию, за какое преступление он будет осужден»
свернуть