Больше рецензий

15 февраля 2024 г. 12:30

84

4.5 Спойлер Дальше вверх и дальше вглубь!

Хроники Нарнии – одна из самых увлекательных серий книг для детей в ХХ веке. Учитывая, что первая книга «Лев, Колдунья и Платяной шкаф» была написана еще в 1950м году, удивляет актуальность идей и морали в этих произведениях, хотя это суждение спорно. Порядок чтения отличается от порядка написания, таким образом Клайв Стейплз Льюис рассказал нам всю историю от создания до падения Нарнии. Конечно, не секрет, что библейские мотивы в этих книгах преобладают над обычными для такого рода литературы сюжетами. Все рассказы выполнены скорее в духе притч, нежели просто эпических повествований. Захватывающие и жестокие битвы тоже присутствуют, временами мне казалось, что даже чрезмерно жестокие для детского чтения. Особенно в последней книге, где в битве погибает множество персонажей - как героев, так и антигероев. Последняя книга наряду с первой сильнее всего отсылает нас к Библии. В первой мы видим создание мира, где Аслан (Бог) своими, так сказать, лапами создает землю, моря, деревья, цветы, животных. Наделяет некоторых животных человеческим разумом и речью, но предупреждает, что эти блага исчезнут в случае их плохого поведения (грех). Двое пришельцев из нашего мира, кэбмен Фрэнк и его жена Хелен, становятся первыми правителями новой страны (Адам и Ева). Есть и то самое древо познания, плоды с которого могут принести здоровье и счастье человеку с открытым и добрым сердцем, а нечестивому – только еще большую злобу и страдания. В последней книге цикла Нарния оканчивает свой век в солнечном зареве (Страшный суд). Те, кто носит в сердце зло (грешники), отправляются в небытие, тогда как те, кто верит в Аслана и чисты в своих намерениях (богобоязненные верующие) отправляются в чудесную, вечную Нарнию, еще прекраснее и богаче, чем та, чей конец мы наблюдали. Аслан учит нас быть милосердными, но справедливыми. Храбрыми, но благоразумными (каждому уготована своя судьба). Эти качества в мире Аслана ценятся превыше всего. Этими качествами, в большинстве своем, не наделены жители враждебной страны Тархистан. Тархистанцы злые, жадные, жестокие и будут бесконечно пытаться поработить не только своих жителей, но и нарнийцев (исламофобия). Мудрости и доброте Аслана нет предела, он указывает путь героям даже в самую темную ночь, но только тем, кто, подобно одной из королев Нарнии Люси, открыт для его света (верующим). Аслан не побоялся принести себя в жертву на каменном столе (Моисеева скрижаль) ради спасения Эдмунда (Иуда) во второй книге серии «Лев, Колдунья и Платяной шкаф», зная, что он делает это во благо всего его народа и что он воскреснет на восходе солнца (Иисус). Это все не говоря уже о традиционном обращении к детям: «дочь Евы» или «сын Адама». Что еще интересно, в книге о принце Каспиане начали говорить, что Аслан – сын заморского Императора, который и является самым главным в этой вселенной (снова Иисус, сын Божий). На самом деле порядок чтения не так важен, если вы хоть немного знакомы с терминами этой вселенной, но предпочтительнее все же уже установленный: «Племянник чародея» (1955) «Лев, Колдунья и Платяной шкаф» (1950) «Конь и его мальчик» (1954) «Принц Каспиан: Возвращение в Нарнию» (1951) «Покоритель зари, или Плавание на край света» (1952) «Серебряное кресло» (1953) «Последняя битва» (1956)
Цикл, по словам Льюиса, не был запланирован, как и христианские аллегории в нем. Он был профессором истории Средних веков и эпохи Возрождения, религиозный смысл вложился как-то сам собой, ведь Льюис был хорошо с ним знаком. Он писал не только сказки, но и научную литературу, стихи, откровенно богословские произведения. В Нарнии много не только от христианства, но и от мифов разных других религий, например вечная зима – из Скандинавии. Отсюда и мифологические персонажи, такие как фавны, минотавры, кентавры, дриады и другие. Как известно, он был хорошим другом Толкина, но забавно, что книг друг друга они не читали. В отличие от товарища, Льюис обращался не к языку, а к образам: фавн в зимнем лесу, лев. Кроме того, он сам принимал у себя в доме детей, прятавшихся от войны, как профессор из второй части. Его мать тоже была тяжело больна, как у мальчика из первой части, но Льюис, к сожалению, ее потерял. Возможно, таким образом писатель пытался отрефлексировать свою потерю, ведь у ребенка из книги мать спас волшебный плод из Нарнии. Образ квакля Хмура он списал со своего садовника Фреда Паксфорда. Нельзя не упомянуть о проблематике цикла, мизогинии и исламофобии. Сьюзен не попала в новую Нарнию, (СПОЙЛЕР) она осталась жива, но никто из ее родственников ей не завидует. А все из-за того, что Сьюзен повзрослела и она «более не заинтересована ни в чём, кроме помады, чулок и любви». Как сказала Джоан Роулинг: «Наступает момент, когда Сьюзен, которая стала взрослой девочкой, уже потеряна для Нарнии, потому что она заинтересовалась помадой. Она стала неверующей, потому что открыла для себя секс, и мне это совершенно не нравится.» Образы тархистанцев – тюрбаны, ятаганы, смуглая кожа - это явные образы восточных народов, а они в мире Нарнии выставляются абсолютным злом, от которого одни беды. Как бы то ни было, хроники Нарнии отлично подходят для увлекательного чтения и детям, и взрослым. Они оказали серьезное влияние на многих писателей нашего времени, таких как, например, Джоан Роулинг и Нил Гейман. Как написал автор своей племяннице Люси, которой посвятил первую из написанных книг «Лев, Колдунья и Платяной шкаф»: «Наступит время, когда тебе снова захочется читать сказки.».