Больше рецензий

12 февраля 2024 г. 16:14

490

5 Это называется жить.

Люблю перечитывать этот роман в определённые моменты своей жизни, а именно, когда хочется найти ответы на внутренние вопросы. Приятно было находить в книге свои пометки и закладки, делать новые и перечитывать любимые места.
Всегда сложно говорить о книгах, которые ты любишь, которые тебя зацепили, но я попробую описать главное.

«Тошнота» не про сюжет, а про ощущение. Главный герой Антуан Рокантен понимает, что с ним что-то не так, всё окружающее изменилось, а может, изменился он сам, а вокруг всё осталось по-прежнему.
Герой испытывает ощущение тошноты: от людей, от себя, от обычных и привычных вещей. Он понимает, что ни в чём нет смысла, от этого его тоже тошнит. И это ощущение привело его к новому взгляду на человека и на всё, что его окружает.
Он ходит по улицам, заходит в кафе, смотрит на людей вокруг, слушает, о чём они говорят и понимает, что всё это так типично, так глупо. Он задаёт себе вопросы: что я делаю в этом кафе? Зачем я здесь? К чему всё это?

Со мной что-то случилось, сомнений больше нет. Эта штука выявилась как болезнь, а не так, как выявляется нечто бесспорное, очевидное. Она проникла в меня исподтишка, капля по капле: мне было как-то не по себе, как-то неуютно – вот и все. А угнездившись во мне, она затаилась, присмирела, и мне удалось убедить себя, что ничего у меня нет, что тревога ложная. И вот теперь это расцвело пышным цветом.

Все свои мысли и ощущения Антуан записывает в дневник, то есть мы видим героя через призму его собственного восприятия себя, а значит, мы не можем утверждать, что знаем его, что он полностью искренен даже с самим собой. Но всё же, он пытается докопаться до своих глубинных мыслей, найти ту правду, которую он хотел выразить в своих записях.
Антуан бродит по городу, пытается читать, а потом вдруг его накрывает осознание, что он «лишний» и через это осознание он приходит к пониманию абсурдности бытия.

А потом все опять идет по-прежнему, и ты снова складываешь часы и дни. Понедельник, вторник, среда. Апрель, май, июнь. 1924, 1925, 1926.
Это называется жить.

Сартру удалось прекрасно описать это поглощающее ощущение тошноты от всего окружающего, от себя самого. Он вплетал в свои произведения философию экзистенциализма, и в этой книге она проступает на каждой странице. Автор затронул в романе важный вопрос о смысле нашего бытия и, по сути, предложил решение, как этот смысл найти. Он нашёл некое спасение для Антуана, но так ли это на самом деле или же это очередная ловушка и попытка сепарироваться от «тошноты»?

Не могу сказать, чтобы мне отлегло, что я доволен, - наоборот, меня это придавило. Но зато я достиг цели, я знаю то, что хотел узнать, я понял все, что со мной происходит, начиная с января. Тошнота не прошла и вряд ли скоро пройдёт, но я уже не страдаю ею - это не болезнь, не мимолетный приступ, это я сам.