Больше рецензий

Milena_Main

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

23 августа 2014 г. 10:00

185

3

Собственно говоря, это даже не роман, это сборник из трех повестей, связанных обще-сюжетными вставками. Канва здесь не играет особой роли, ее даже нельзя счесть сколько-нибудь повествованием и служит только вводной для историй-воспоминаний, но сама по себе изящно продумана, - Саймон Иллиан должен объяснить СБ Барраяра причину столь огромной статьи расходов, какой вдруг оказались дендарийские наемники. Объективно обосновать их гигантские затраты. Ну а Майлзу, чтобы не быть обвиненным в растратах гос. денег, приходится оправдываться.

Дальше...

"Горы скорби" - история к финансам СБ не имеющая никакого отношения, зато очень существенная для понимания Майлза и его лояльности Барраяру. Простенькая и незамысловатая, она рассказывает о том, как в вассальной деревушке Форкосиганов произошло убийство младенца, девочки с заячьей губой. И как граф отправил своего только-только закончившего Академию и еще не получившего первого назначения сына разбираться с этой историей. Кто убийца, здесь становится понятно очень быстро. Но главное отнюдь не в детективной загадке, тут проблема посложнее. Майлз одновременно и посланник, и послание. Понравилось его сравнение с Дон-Кихотом.
Показали больше Барраяра, вот эти его захолустные уголки, куда еще после Периода Изоляции и цивилизация-то не добралась еще толком, потому и живы дикие предрассудки. Это не роскошная столица, Форбар-Султана, это настоящая застойная дыра... но как сказал староста, не такая уж и застойная, перемены придут и сюда. Неизбежно. Но если им еще и немного помочь, то результат явит себя быстрее.
Заодно поведали чуть больше и о самой истории Барраяра, колонизации, потери связи с Землей, причинах мутаций и возникновения такого отношения к ним.
"Лабиринт" - а вот эта история как раз непосредственно касается тех двух раз, когда Дендарийский флот вышел за собственную смету расходов. Архипелаг Джексона - то еще местечко, не лишенное, впрочем, своеобразного пиратского очарования. Именно здесь адмиралу Нейсмиту было положено простым медтехом нанять одного ученого, который - сюрприз! - оказалось, когда-то имел дело с генокомплексом Теренса Си, но помимо него, разработал еще 6 не менее интересных. Естественно, такой ученый позарез нужен Барраяру. А заодно и генокомплексы, раз уж так вышло... но вот с ними-то как раз и вышла накладка. В общем, перессказывать долго, но результат следующий - вместо одного ученого пришлось нелегально вывозить и плод его экспериментов - трехметровую шестнадцатилетку с клыками Тауру, выращенную как суперсолдата, вот только с ускоренным метаболизмом и маленьким сроком жизни, а также музыкантшу-квадди, работающую по контракту.
Здесь мы впервые сталкиваемся со зловещим бароном Риовалем, хотя пока что он еще не настолько страшен. Неприятный тип, и мало сказано.
А еще - я, наверное, извращенка - нельзя же так шипперить четырехрукую женщину квадди и бетанского гермафродита! Но Николь и Бел Торн - одна из моих любимейших пар. Они тут такие трогательные. В особенности Бел, капитан наемников, в одно мгновение потерявший голову, - хотя до этого клеился к Майлзу! - от игры девушки-квадди.
"Границы бесконечности" - цетагандийский лагерь мэрилакских военопленных на Дагуле. Обреченностью веет от этого места, жуткой обреченностью, хотя ни пыток, ни издевательств здесь нет. Вернее, есть, но они психологические и никак не нарушают букву Межзвездной конвенции. Все, что делают друг с другом заключенные, они делают сами. Цеты, как всегда, изящны в своем подходе даже к издевательствам. Женщин здесь действительно жалко, - то, о чем говорится в прошедшем времени, вдруг ясно стало у меня перед глазами. Логично. Ожидаемо. Мерзко.
И вот сюда-то, под полностью закрытый силовой купол и являющийся тюрьмой, попадает Майлз, которому нужно вытащить отсюда одного человека. Но того, за кем он прибыл, уже нет - он умирает. В итоге Нейсмит вытаскивает всех. Но какой ценой.... 206 погибших, 200 военнопленных и 6 дендарийцев, на двух катерах, которые они потеряли. Умер Сьюгар, казалось бы, безумный проповедник, но без него Майлзу не осуществить было бы того, что но сумел сделать. Погибает Марко, дендариец, который так блестяще себя показал в прошлой повести в биолабораториях Риоваля, - грамотный художественный ход, заставь персонажу симпатизировать, если хочешь чтобы его смерть возымела эмоциональное воздействие. И умирает та женщина из пленных, - похожая немного на его мать с рыжими волосами, - которую Майлз так хотел спасти. Неудивительно, что к "Братьям по оружию" Майлз пришел в том состоянии, в котором мы его там увидели. Это после такого-то. С этого момента для меня что-то неуловимо меняется в мире Буджолд, образ Майлза лишается какой-то несокрушимой ауры оптимизма, этого ощущения "все будет хорошо", веры в какую-то его абсолютную непобедимость, что ли. Ему и раньше приходилось нелегко, он и раньше терял, и сложные решения принимал чуть ли не каждый раз. Но вот так вот плохо - не было еще ни разу. И эта тенденция потом будет подхвачена и "Братьями по оружию" и дальнейшими романами. Удача все еще благоволит к Майлзу, но он больше не безусловный ее фаворит. Теперь она берет с него плату за кредиты.