Больше рецензий

_Nikita________

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

8 февраля 2024 г. 11:41

207

2 J'aime pas les gens

(Будут обильные спойлеры, но соль истории в душевных переживаниях и комментариях, а не в событиях, поэтому вы ничего не потеряете, если узнаете их скупое перечисление).

"Метроленд" похож на последнюю картину Уэса Андерсона: он (в меру) стильный, с претензией на что-то важное, но по существу - пустой, фрагментарный и, скажем там, анти-драматургичный. Есть такие книги (и фильмы) в которых отдельные сцены могут радовать, быть милыми, очаровательными и в чём-то тебе созвучными, но если выстроить их в ряд, чтобы взглянуть на картину в целом, попытаться увидеть их значимость для истории, проследить причинно-следственные связи, сюжетные линии и психологические изменения персонажей, то ничего путного не выходит. Даже наоборот. Вот "Метролентд" из таких.

Ну, были два друга - сноба-засранца с мечтами о чём-то большем, что уравновешивалось их юношеской непосредственностью, неопытностью, сомнениями и, пожалуй, инфантильностью. Сюжета как такового нет. Мы видим общие зарисовки, следим за комментариями и отношением героев к тем или иным явлениям (от сисек и мастурбации до смерти и Рембо). Мило, но не то чтобы интересно, а главное - не то чтобы глубоко. Ну бывает такое, когда собеседник умён, блестящ и остроумен (А Барнс именно такой), но при этом уступает твоей бабушке, которая не может цитировать Малларме, но словно черпает непосредственно из источника бытия, а потому проявляет себя более душевно наполненной, чистой и здоровой женщиной, чем начитанные мальчики и девочки со всем их светским лоском. Но вернёмся к книге. Друзья отдаляются. Главный герой отправляется в Париж 60-х (не ждите утончённых зарисовок и прочей "новой волны": при написании книги не пострадал ни один круассан), встречает там особенную девушку, спит с ней. Потом знакомится с группой молодых людей и среди них с одной девушкой, отношения с которой держатся на сугубо дружеских началах, несмотря на регулярные встречи (кстати, молодые люди мужеского пола прямо сейчас пропадут из истории, поэтому не трудитесь их запоминать, если возьмётесь читать). Герой чувствует некие уколы совести из-за своих встреч с подругой и пытается исподволь поговорить об этом с дамой сердца, но происходит какое-то абсурдное непонимание, быстрая вспышка, расставание и дама сердца пропадает из сюжета. В следующей главе мы узнаём, что герой уже вырос (лет на 10): женат на той самой "парижской подруге", имеет ребёнка, машину, дом и респектабельную работу, став обывателем, то есть тем, кого в юности презирал. Как так вышло? Не знаю. Тут, кстати, книга ранила моё нежное моральное сердце, - когда герой из-за одного происшествия решил пообщаться с супругой на тему того "А если мы, гипотетически, в будущем переспим с кем-то другим?", а супруга такая: "Норм. Я уже разок сходила налево, о чём не жалею. Нет, тебя это парить не должно". Вернёмся к "сюжету". Из-за обывательщины происходит некоторое непонимание между ним и его другом, который остался неустроенным бунтовщиком-неудачником, но с богатым жизненным опытом и долькой рессентимента. Кстати, если кому показалось, что один взялся за ум, а другой остался дурак дураком, то я не был бы так уверен, если рассматривать это в контексте. Как по мне, сытая успокоенность героя-атеиста, который не тревожится вопросами типа "Мне уже 30, а я всё ещё не понимаю, почему Симор Гласс покончил с собой", ничем не лучше дуремарства его друга. Эта часть книги самая вялая. Драматургия в ней такая невнятная, что я не могу даже себе объяснить с уверенностью к чему пришли отношения двух друзей, семейная и сексуальная жизнь главного героя и какую философию пытался продать мне автор. Но побеседовали мы мило, хотя и бестолково, ибо всё вышеописанное воспринимается очень фрагментарным, хотя и дотошным. Тематика - ускользает, ибо не раскрывается. В моём пересказе кажется, что это может быть историей взросления или историей того, как жизнь обламывает и стандартизирует. Но это как-то теряется в конкретных зарисовках. Опять же, книга называется "Метроленд" и остепенившийся герой возвращается в это место, но речи в стиле "Чтобы стоять - я должен держаться корней" - отсутствуют как класс. Такие дела. Adieu.

[Я тут прочёл сейчас в одном отзыве, что книга о взрослении: сперва герой мечтает о сексе, потом начинает им заниматься, а потом под влиянием брака сексуальная жизнь меняется. А если бы герой мечтал ходить в школу, потом стал учеником, а в итоге начал в этой школе преподавать, открывая неизведанные особенности школьной жизни, - это тоже была бы книга о взрослении?]

п.с.
Держу в курсе, если кого-то это волнует, что в книге несколько раз грязно матюкаются матюками.

Теперь всё.