Больше рецензий

5 февраля 2024 г. 13:34

161

4 О страстях, любви и ревности

Сегодня читать классическую русскую литературу бывает невероятно трудно в плане того, что она уже изрядно поистрепалась за прошедшие века, когда еще были в ходу офицерские дуэли, балы и придворные интриги, где дамы и господа плели свои подковерные паутины, увлекая в водовороте страстей, сплетен и некоего флирта каждого встречного. То была эпоха рыцарства, благородства, франтовства и пылких чувств, в чем, собственно, и заключался главный смысл романтизма. Еще со школы нам знакомы имена и фамилии тех, кто работал в данном направлении, набившие немалую оскомину в детстве, но есть и такие личности, чья звезда несколько потускнела.

Бестужева незаслуженно забыли, если говорить начистоту, хотя этот человек имеет яркую судьбу, чья жизнь оборвалась на заснеженных предгорьях Кавказа, где он и погиб в стычке с горцами. Шла война, и наш герой доблестно тянул лямку рядового, в которые его разжаловали после участия в заговоре декабристов. Казалось бы, выпускник Горного корпуса, адъютант генерала Бетанкура, так еще и штабс-капитан лейб-гвардии Драгунского полка, чего, мягко говоря, еще бы желать? Ан нет, этого было маловато молодому офицеру, стремящемуся стать и критиком, и писателем, и тем самым яростным апологетом известного Байрона, бывшего для него авторитетом.

Конечно, наша история – тетка вредная, да и память ее иногда подводит, вот и не помнит старушка всех, кого она породила и сожрала. Бестужев оставил после себя неплохое наследие, но подобного трюка с его стороны явно не хватило для того, чтобы зацепиться по-настоящему на страницах всех школьных учебников. Да, вел переписку с Пушкиным, его оценивал сам Белинский, но по факту вся биография и участь Бестужева блеснули на небосклоне русской словесности, а потом потихоньку отошли в тень, освобождая путь наиболее успешным и маститым коллегам, чьи работы оставили неизгладимый след в культурном генофонде государства российского.

Безусловно, перед нами выступает типичный персонаж своей эпохи, когда кавалергарды кружили головы милейшим барышням, совершали ради них опасные подвиги и клялись в любви, подвергая себя и возлюбленную душевным метаниям совести, ревности и доверия, что является главной чертой классицизма и романтизма XVIII века. Возможно, что сами авторы были далеки от идеала, но их публика с придыханием следила за крутыми изгибами сюжетов, действиями главных героев и перипетиями окружающей обстановки, когда уязвленное самолюбие или гордость кидала в лицо соперника белую как снег перчатку, предлагая стреляться немедленно.

Естественно, сейчас мы этого не понимаем, наивно полагая, что подобные экзерсисы есть самая что ни на есть глупость, из-за которой рушились целые династии, ведь порой дела закладывали очень крутые виражи, ломая через колено многих из участников дворцовых дрязг и неурядиц. Вот дама спрыгнула с обрыва, а не далее, чем вчера, безусый юнкер застрелился, потому что был отвергнут и опорочен недоверием со стороны дочери очередной княгини. Порывы юности, максимализма и нигилизма воздвигнуты в абсолют, заряд неиссякаемого пафоса пробивает толщу книг, а нынешний читатель уже изредка позевывает, давя в себе скуку и недоверие к писателю.

Понятное дело, что многие из тех вещиц, что остались написаны в прошлом, сейчас уже реликвии, где весь трагизм и яйца выеденного не стоит, но упомянутые произведения важно рассматривать с точки зрения ушедшей эпохи, где их актуальность была более злободневной. При этом Бестужев нисколько не отличается в этом плане, ведь его велеречивая, сладкоголосая и прекрасная речь ведет разговоры о том же самом. Любовь, по его мнению, чувство прекрасное, но его моментально порочат, покрывают сажей недоверия, подвергают насмешкам и юмору, вследствие чего приторно-мягкая нега удовольствий и блаженства устремляется по ветру.

Кое-что, конечно, осталось неизменным, потому что в нашем обществе порой царствует все то же невежество, предрассудки, алчность, грубость и ложь, но в более извращенном виде, потеряв по пути частицу романтического отголоска императорского двора, где все друг другу льстили, а втайне сильно ненавидели. Бестужев определенно крутился в высшем обществе, по его повестям заметно, что он не с третьих уст знает о нравах, порядках и правилах аристократии, трактующей моду в то время в любых ипостасях. Все было, спорить глупо, и оттого сейчас любопытно смотреть на то, как человек старался противостоять натиску страстей и инстинктов в ту пору.

Если взять за основу данный сборник, то в нем мы сможем найти несколько занятных работ, когда Бестужев умело и броско бросается в омут с головой, являя миру все несовершенство, простоту и наивность подмеченного романтизма, висящего для нас как гиря на ногах. Иногда мы не верим, а где и попросту смеемся, ибо пафоса здесь прилично, а некоторые персонажи довольно глупы и напыщенны. Нельзя сказать, что у данных заметок имеются большие шансы на то, чтобы остаться у нас в памяти, но их попытка заслуживает уважения. Читаешь и думаешь, что вроде как в жизни, но налет этакого молодцеватого простодушия оставляет в душе странный осадочек.

«НОЧЬ НА КОРАБЛЕ» (1823)

Это небольшой рассказ, где Бестужев изображает мчащийся по волнам морей и океанов фрегат, чей капитан изливает душу случайному попутчику. Из его монолога становится понятно, что моряк стал жертвой токсичного отношения к нему со стороны родителей девушки, которую он успел полюбить за три месяца плавания, в частности же, ее матушки. Вещица горькая, неприятная, очень грустная, так как за краткое время автор успевает поведать о том, что бывает, когда возлюбленным начинают перекрывать в отношениях кислород. Дескать, и не пара он тебе, ищи побогаче, а время идет и сердце девичье тает…

«РОМАН В СЕМИ ПИСЬМАХ» (1823)

В эпистолярном ключе писатель знакомит нас с главным героем, пострадавшим из-за гордыни, причем своей и к тому же неуемной. Он семь раз подряд пишет своему другу о том, что влюбился в местную красавицу, но та не спешит отвечать ему взаимностью, потому что крутит шашни с другим, что невероятно злит ревнивца. Слово за слово, вызов, дуэль, роковой выстрел, арест, тюрьма. Все вроде бы понятно, но здесь уместно будет очертить смысл сказанного, где автор в очередной раз призывает думать головой и не рыть себе могилу, пытаясь за счет других получить свое счастье. В любви третий всегда лишний, поэтому нужно проигрывать с достоинством.

«ИСПЫТАНИЕ» (1830)

Занятная повесть, в которой один офицер просит своего сослуживца проверить даму сердца на то, верна ли она ему. Мол, редко начала мне писать, не случилось ли у нее романа на стороне, узнай-ка, прикинься ее тайным воздыхателем! Ясен пряник, что товарищ отыщет красотку, влюбится по уши, пройдет время и первый поклонник обо всем узнает. По закону жанра Бестужев сведет этих кавалеров на дуэли, что весьма характерно для многих его работ, но концовка данной работы нас должна обнадежить. Иногда случается, что мужчины глухи к мольбам и уговорам, и тогда женщины начинают тушить пожар конфликта, который грозит окончиться чьей-нибудь кровью.

«НАЕЗДЫ» (1831)

Если кто-то забыл о князе Серебряном, то стоит напомнить, что по мотивам этой повести даже был снят кинофильм, который в той или иной манере воспроизводит основные события сюжета, когда после изгнания поляков и окончания Смутного времени был избран новый русский царь, а в город Псков отправлен молодой воевода. Пока суть да дело, главный герой узнает, что его девушку пару лет назад выкрали, пленили и держат под замком проклятые шляхтичи. Естественно, смельчак идет наперекор всему, прыгает на коня и отправляется на спасение бедовой дамы. Работа неплохая, но от нее отдает некоторой вторичностью, когда ситуация кажется до боли знакомой.

«ЧАСЫ И ЗЕРКАЛО» (1831)

На этот раз Бестужев предоставил читателю запись из дневника, где он рассуждает о скоротечности времени, которая накладывает на молоденьких девушек печать скорби и грусти в связи с тем, что их век на балах и весельях в те годы был непродолжителен и краток, а когда появляются новые и более свежие пассии, то все взоры кавалеров устремляются в их сторону. Удивляет то, что автор пишет о своей хорошей знакомой, в гости к которой он приехал на побывку с Кавказа. Даме всего 23 года, а она уже считает себя старухой, вот это нравы были, ей-богу, сейчас становится как-то дико и неуютно от прочитанного….

«БУДОЧНИК-ОРАТОР» (1831)

Бестужев сидит у окна и что-то пишет товарищу, как в то же время немножко пьяный будочник ворчит у себя на посту. Обывательский монолог привлекает слух автора, из которого мы явственно можем проникнуться неувядающим мыслям типичного мужика о том, что женщинам не место в армии, ибо чины, погоны, аксельбанты и сабель звон – это все, ради чего стоит жить мужчинам, а кисейным барышням лучше воспитывать детей, стирать, готовить и бла-бла-бла. В общем, очередная порция того, с чем сталкиваемся мы сегодня, а именно с неуемной тягой к сексизму и пьяным разговорам, мол, «…дядька знает, дядька пожил», но до сих пор почему-то работает простым охранником.

«КРАСНОЕ ПОКРЫВАЛО» (1831)

То ли это была выдумка автора, то ли Бестужев воочию столкнулся с данным сюжетом, который дает нам жестокий пример того, как сильны над обществом его же предрассудки, раздирающие даже святые узы любви женщины к мужчине. Из рассказа станет понятным, что на могиле рыдает безутешная любовница-турчанка, терзающая себя на могиле неизвестного российского солдатика. Финал истории невероятно силен и сокрушителен, учитывая все то сострадание Бестужева к даме, а также его собственные мысли об угрозах религиозного фанатизма по отношению к частной жизни.

«АММАЛАТ-БЕК» (1832)

Данная повесть является главной жемчужиной всего писательского наследия Бестужева, который с глубочайшим уважением переносит на художественные рельсы литературы основные события, произошедшие между горцами и русскими на живописных склонах Кавказа в 1819-м году. Аммалат-бек является главным героем произведения, разрывающегося надвое между любовью к восточной красавице и дружбой к российскому офицеру, протянувшему ему руку помощи во время пленения. Что делать и как быть, если племенные старейшины жаждут мести гяурам и не терпят такого соседства, желая склонить к войне молодого бека?

Страсть, обман, интриги, политика, религия, сплетни и любовь ожидают читателя в этой повести. Бестужев облачает реальные прототипы невероятно глубоким по силе восприятия творческим обрамлением, позволяя каждому из нас окунуться в чарующие хитросплетения очередной войны, где очень легко совершить ошибку и подступиться к роковой черте. Здесь вы отыщете трагическую ситуацию, при которой старческие обиды и амбиции рушат жизнь молодым, желающим любви, мира и спокойствия. Невероятная поэзия Кавказской эпопеи, оборвавшей судьбу самого автора, не оставит равнодушным никого из тех, кто решит разделить с Аммалат-беком его участь.

«МОРЕХОД НИКИТИН» (1834)

Собрались как-то раз русские мужички в путь-дорогу, оседлав попутно жалкую лодчонку свою, которая от различных товаров и парчи дивной просела аж до самой воды. Самый главный из них – Савелий Никитин – жениться надумал, но тесть-то любимый проверить его решил, дескать, а так ли уж ты хорош, зятек ненаглядный? В общем, парнишка втрескался в зазнобу свою по уши, вот и гнет свою линию, мол, побыстрее нужно продать все и обратно с золотом вернуться, чтобы своих всех обрадовать! По пути, однако же, попался им капер английский, встреча с которым закрутила всех в безумном приключенческом водовороте…

О чем здесь можно сказать? Бестужев, в первую очередь, описывает вполне реальный случай, который произошел в 1811-м году, если опять-таки поверить писателю на слово. Рассказ занимает малую часть этого сборника, но по своей закрученной атмосфере нисколько не уступает предыдущим работам автора. Основная мысль проста и понятна, потому что только слепой не заметит отчаянной русской смекалки и неутомимой воли к свободе в случае наглого пленения со стороны чужаков. Героизм присущ персонажам, они не теряются в сложных обстоятельствах и готовы пойти на все, лишь бы обставить противников, решивших пограбить случайных прохожих.

«МЕСТЬ» (1837)

Л. А. Осповат пишет, что перед нами находится лишь сохранившийся кусок от целой повести, так что всем своим видом он напоминает выдернутый из контекста сюжета эпизод, где трудно понять, о чем же все-таки идет речь? По ходу сценки, разыгравшейся во время очередной светского бала, молоденькую девицу пытается кадрить статный офицер, упражняющийся в остроумии с дамой. Попутно автором развивается пространная речь о чувствах, этике и вольностях того времени, но для читателя подобный трюк может показаться невнятным, резко оборванным и незначимым. После смерти Бестужева его работы публиковали по-всякому, поэтому сейчас многое утеряно.

Итог: если вы всерьез хотите подступиться к представителям романтизма XVIII века, то смело можно начинать со знакомства с творчеством А. А. Бестужева. Занимательные истории о страстях, любви и ревностях людей отчасти кажутся слегка наивными, но в самом слоге автора, величавом, красивом и утонченном, читатель способен утонуть в истоме слога и мысли. Возможно, что сейчас многим из нас покажется, что данный типаж героев и самого писателя весьма обыден для жанра и стиля, но иногда полезно отправиться в прошлое, чтобы взглянуть свежим взглядом из настоящего в прошлое, где дам обещали любить беззаветно, а с врагами биться до победного финала…