Больше рецензий

Wakti_Wapnasi

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

3 февраля 2024 г. 10:15

322

5 "Сердцевиной новой религии прогресса стало триединство безграничного производства, абсолютной свободы и бесконечного счастья."

В этой книге автор представил достаточно глубокое исследование понятия обладания в самом широком его смысле – потребительское отношение к жизни, товарам, к людям, к семье, к женщинам, к детям… Ему противопоставляется понятие бытия в экзистенциональном смысле этого слова. Под бытием автор понимает «такой способ существования, когда человек ничего не имеет и не жаждет иметь, но счастлив тем, что продуктивно использует свои способности и находится в единстве со всем миром». Такой человек не охвачен жадностью и завистью, он трудится себе в радость, реализовывает свои сущностные качества, развивается духовно, проявляется в творчестве, умеет радоваться жизни. Бытие противоположно обладанию, самолюбованию и эгоизму.
Книга написана в 1976 году, но не потеряла острую актуальность по сей день и ещё долго будет сохранять злободневность в мире, где основой жизни становится потребительство, где человеку извне навязывается рекламой, что ему необходимо, что ему следует купить, на что взять кредит, как ему следует жить; люди не обладают информацией ни в политической, ни в общественной жизни, поэтому голосования становятся фарсом - голосуют за ту партию, пропаганда которой оказалась наиболее эффективной.

Наше общество – это общество хронически несчастных людей, мучимых одиночеством и страхами, зависимых и униженных, склонных к разрушению и испытывающих радость уже от того, что им удалось «убить время», которое они постоянно пытаются сэкономить.
…пока каждый хочет иметь больше, неизбежно будут возникать классы, будет продолжаться классовая борьба, а в глобальном масштабе – мировые войны. Жажда обладания и мирная жизнь исключают друг друга.

Автор видит выход из этой ситуации в создании нового общества, нового человека, ориентированного на бытие, а не на обладание.

Это означает, что люди смогут не бояться унизительной нищеты, которая все еще продолжает оставаться проблемой для большей части человечества. Это означает, что люди не будут обречены на подчинение суверенным законам капиталистической экономики, которые стимулируют постоянный рост производства путем патологического, искусственно раздуваемого потребления, тогда неизбежно должна возникнуть совершенно новая социальная система: будет положен конец нынешней ситуации, когда здоровая экономика достигается исключительно ценой больных людей. Нашей же задачей должно стать создание здоровой экономики для здоровых людей.

Утопическая идея, которая берёт свои корни в трудах мыслителей философского и религиозного направления ещё до нашей эры. Автор приводит ряд предпосылок и факторов, происходящих в социальной жизни, которые могут запустить постепенное изменение перехода жизни людей с модуса «потребление» в модус «бытие». Но он и сам понимает, что этого недостаточно и шансы на социальные перемены очень незначительны. Тем не менее сохраняет надежду на "вдохновляющую силу, которая исходит от прекрасной идеи будущего общества".

«Утопическая» цель выглядит более реалистично, чем «реализм» наших политиков. Новое общество и новый человек могут возникнуть лишь тогда, когда на смену старым мотивациям (стремление к прибыли, к власти, к рациональности) придут принципиально новые: стремление жить, понимать, сочувствовать, делиться; когда «рыночный тип личности» уступит место личности творческой, способной жить и любить, а поклонение кибернетическому идолу сменится духом радикального гуманизма.