Больше рецензий

1 февраля 2024 г. 23:16

39

4 О природе зла

Этот роман порождает надежду, что человек может скрыться даже от абсолютного зла. Спрятаться от него, оказаться сильнее любых обстоятельств.

Альберту Вайсу удается выжить во время Холокоста, однако воспоминания преследуют его всю жизнь, как и звук поезда, уносящего родителей в Аушвиц и превратившего младшего брата в птицу. Много лет спустя, гуляя по Нью-Йорку, Альберт натыкается на Дом памяти и забвения – зайдя внутрь, можно навсегда забыть всё, что так долго его терзает. Но разве не память даёт нам истинное знание о самих себе? И что, если кроме мира физического, пропитанного злом, есть и другой — тонкий, потусторонний? Не исчезнут ли из него дорогие ему люди, если Альберт сотрёт мучительные образы из памяти?

Роман Филипа Давида, выдающегося современного сербского писателя, — лоскутное одеяло из воспоминаний, писем и видений — иллюстрирует теорию Ханны Арендт о банальности зла и коллективной ответственности за содеянное и одновременно опровергает её.

На книгу очень разные отзывы и я разобралась в чем дело. Не все готовы к этому роману + ожидания и реальность расходятся.

«Не все готовы» потому что книга сложная и поддастся она только тем, кто с литературой на «ты». Автор построил сложные конструкции в произведении, смешал несколько жанров и преследовал совсем иную цель, нежели просто рассказ.

Теперь «ожидания + реальность». Виной всему не совсем правильная аннотация, она намекает, нет, даже открыто обещает художественную историю, опирающуюся на реальные события и посвященную ох какой непростой теме…на деле же мы имеем не только историю (она занимает скромную часть от общего объема), а в первую очередь исследование зла, задавая именно тут целую кучу вопросов.

Поэтому, если вы хотите почитать очередную художественную историю, то это не сюда. Если вы хотите поковыряться в природе зла и поискать ответы на вечные вопросы, то книга для вас.

Источник