Больше рецензий

Maple81

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

1 февраля 2024 г. 18:12

64

3.5

Не могу сказать, что я в восторге именно от детективной составляющей. По мне так все было слишком типовым. Но, ок, я чуть-чуть промахнулась с убийцей, попала рядом. Но мотив я распознала без особого труда. Ну, вот судите сами, искушенные читатели. Нам показывают юную наивную сироту, без денег, которая первый раз попала в более-менее большой свет. На память о матери ей досталась шаль (которую нам подробно описывают). Как только она появляется на вечеринке, то сразу встречает одну тоже юную, но весьма стервозную особу, которая старается завлечь в свои сети каждого встреченного ею мужчину. Если он уже имеет избранницу, это ее только раззадоривает. Она стремиться держать вокруг себя круг поклонников, вертит ими как хочет, но дальше не идет, замуж она пока не собирается, но и от себя кавалеров не отпускает. Честно говоря, уже все поняли, кого убьют? И ведь догадались, какую роль будет играть шаль? А это чуть ли не первые страницы. Тут мне не хватало только мотива. Он появился несколько позже, когда речь зашла об имении, наследственной обиде и пр. Вот вам мотив, и главные подозреваемые. А все остальное - окружающая шушера, отвлекающая внимание.
С другой стороны, если воспринимать роман по атмосфере тех лет, то он достаточно приятен. Вышел в свет он в 1943 году, несложно себе представить, как уставшие от войны женщины тянулись к прошлому, к теплым воспоминаниям о балах, вечеринках, кавалерах, загородных домах с большой семейной историей и счастливых любовных финалах. И все это есть в этой книге, хотя действие и происходит в то же время, есть всякая экономия, талоны, проблемы с чулками и прочее. Можно понаслаждаться тем, как Золушка превращается в принцессу и находит своего принца. Можно повозмущаться поведением капризной и эгоистичной красотки, наверняка, многие могли бы вспомнить аналогичную фигуру в своем окружении. Можно поахать над старой романтической историей любви. Можно попереживать над отношениями свежесозданной семейной пары. И все это будет такое мирно-старомодное. Например, главная интрига (любит-не любит), которая ставит на уши всех обитателей дома и заставляет предполагать нечто совершенно противоположное реальному ходу событий, возникла из-за всяких тактичных умолчаний, недомолвок и прочей ерунды. Стоило лишь сказать пару слов в открытую, при всех, на обеде или танцах, например, и вся иллюзия развеялась бы как дым. но что вы, так же нельзя, это же неприлично, говорить вслух о подобных вещах… Словом, манеры XIX века уже изрядно мешали в XX.
И вот книга плавно превращается из детектива со второстепенной любовной линией, в любовный роман с детективной составляющей. Уверена, что на этот жанр есть свой читатель. Более того, детективный прием, который показался мне таким примитивным, вполне возможно совсем не был примитивен век назад. Может быть, подобные вещи еще только входили в моду. Вообще интересно было бы провести исследование (а, может, их уже и проводили) на тему, кто первый использовал в литературе те или иные типовые детективные приемы. А то я-то их приписываю Агате Кристи (тот прием, что есть в Шали, присутствует и в ее книгах. Но в той, которая в первую очередь вспоминается мне, он задействован куда более искусно и замаскированно, что я не могла даже подумать в сторону такой обманки), но, быть может, они использовались и до нее.
Забавно, кстати, что я уже не первый раз пишу рецензию на данный цикл, и везде в последний момент заставляю себя вспомнить о главном детективе, Мод Сильвер. Почему-то мне прекрасно удается изложить сюжет романа и без нее. Но, при этом, мне вполне себе нравится эта пожилая женщина. Она, как и мисс Марпл, любит вязать (впрочем, у Сильвер это даже несколько гипертрофировано), но имеет аж свое детективное агентство. С полицейскими она предпочитает не ссориться, они сосуществуют достаточно мирно и помогают друг другу. Она ненавязчива и весьма наблюдательна, а также умеет делать выводы. Как обычно, она спасает ситуацию и заодно мирит всех поссорившихся.