Больше рецензий

winpoo

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

31 января 2024 г. 19:57

247

4 Сюжет для Антониони: неверность = верность самому себе

Любопытная книга. Поначалу по атмосфере она казалась мне чем-то похожей на Дж. М. Кутзее, во всяком случае я не раз вспомнила «Бесчестье», пока читала «Верность» (и, как мне показалось, главная героиня тоже упоминала его в одном из эпизодов ), и мне нравилось и то, и другое. Потом в голове изредка смутно и, как оказалось, лишне, промелькивала университетская трилогия Д. Лоджа, «Непосредственный человек» Р. Руссо… Ассоциативные пути, связанные с разными вариантами интеллектуальных университетских романов, как и пути Господни, неисповедимы и способны уводить куда-то далеко-далеко, но, к счастью, это было не о том. М. Миссироли написал роман об отношениях людей друг к другу, о долгой жизни вдвоем, когда партнеры успели уже и подустать друг от друга, и пережить моменты отчуждения и раздражения, и помечтать о ком-то другом. И, согласитесь, это лучше (и чаще!), чем читать про неловкие романы профессоров со студентками.

Но итальянцы такие итальянцы, и М. Миссироли предпринял самостоятельную попытку осмыслить отношения в долго длящемся браке на границе кризиса среднего возраста, когда героям приходится решать и проблемы своих желаний, и проблемы морального плана, и проблемы собственных отношений с близкими. И все это на фоне Милана 2009-2018 гг. – «трудного города» для автомобилистов, профессоров, риэлторов, пенсионеров, детей, собак… Книга небольшая, читается быстро, и я с удовольствием погрузилась в эту атмосферу вопросов, сомнений и до натуралистичности чувственных переживаний. Написано задушевно и как бы вполголоса, без расстановки моральных акцентов и ханжеского осуждения, а потому воспринимается очень естественно, да ведь и сама жизнь действительно спонтанна и естественна во всех своих мелочах, и научиться толерантно принимать и ее, и себя в ней и не особо заморочиваться поисками от добра добра – хорошее достижение зрелого человека.

Мне понравилось построение текста: повествование, как эстафета, передается от одного персонажа другому, будучи связанным моментом или действием, плавно перетекающим между «средами обитания» Карло, Маргериты, Софии, Андреа, Анны. В нем, конечно, много недосказанности, как в фильмах Антониони, но если поначалу это мешает, ближе к концу понимаешь, что и жизнь, и отношения между людьми всегда есть и будут недосказанными, как долго они бы не длились. И в книге все так же: Карло и Маргерита предпочли что-то не говорить друг другу до конца, но и тот, и другая, узнав правду, все равно не заострили на ней внимание и не подвергли риску свою близость. В этом, наверное, и состоит мудрость, обретаемая в жизни вдвоем, тем более, что удовлетворенные ситуативные желания, связанные с «походами налево», обычно ничего сущностного не созидают и ничего по сути не разрушают, что не было бы разрушено до них.

Я бы назвала эту историю романтикой семейных будней, несмотря на то, что текст, скорее, телесен, чем эмоционален. Чего-то сильно потрясающего или необычного в ней нет, иногда даже кажется, что автор намеренно ограничивает героев в их спонтанности, но именно это странным образом и покоряет в этой книге. Мне понравилось побыть немного со всеми героями и try walking in their shoes. Сопричастность – главный результат чтения «Верности» для меня.