Больше рецензий

LaehnRumminess

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

30 января 2024 г. 16:05

180

4.5 "Хочу просто жить своей жизнью и чтобы никто не говорил, что дал мне на это разрешение".

Заметила, что в рецензиях автора обвиняют в отсутствии «скандальности», заявленной на обложке. Есть хорошее выражение - если вы не хотите ссоры в обществе, не затрагивайте темы секса, политики и религии. И на мой взгляд, учитывая религиозность тематики и количество интимных подробностей - скандальности у этой книги достаточно.

Дебора Фельдман, автор и главная героиня «Неортодоксальной», повествует нам личную историю - историю девочки, выросшей в семье ультраортодоксальных хасидских евреев (читай «в закрытой общине глубого религиозных, веками соблюдающих строгие традиции, людей), живущих, при этом, в одной из самых свободомыслящих стран мира – США.
Еще ребенком главная героиня начинает задаваться вопросами спорной справедливости «божественных» правил, в которых она живет. И чем старше она становится, тем больше оценивает для себя неприемлемость жизни по навязанным религией и общиной законам. Но выйти из закрытого мира не так-то просто.

Это Ребе решил, что мне нельзя читать книги на английском и носить вещи красного цвета. Он изолировал нас, сделал так, чтобы мы никогда не смогли смешаться с внешним миром. Если я не присутствовала во время заключения этого соглашения, то почему до сих пор обязана следовать всем этим правилам? Неужели Зейде и правда ждёт, что я буду ходить в тени Ребе так же слепо, как ходил он, когда ему, как и всем уцелевшим, было страшно и одиноко и на всём белом свете больше негде было укрыться?

Книга без лишней скромности погружает читателя в уклад жизни хасидов, их праздники, устои, порядки и принципы веры. Очень много изложено интересной, а иногда - возмутительной, информации недоступного для гоев (не евреев) мира.

Баби тоже очень обижена на сионистов. Она рассказывает мне о евреях, которые пытались сбежать от нацистов в Израиль, и о сионистах, которые разворачивали прибывавшие корабли, отправляя их обратно в лагеря. Они не хотели населять свою новую страну невежественными евреями из религиозных штетлов, говорит она, им нужны были евреи нового типа – образованные, просвещенные, разделяющие их идеи. Вот почему, рассказывает Баби, они забирали малых детей, которые были еще достаточно юны и внушаемы, и, когда люди узнавали об этом, они понимали, что этот шанс спасти своих детей стоил разлуки с ними.

А еще, по ходу чтения, в который раз мрачно осознаешь одинаковость проблем, существующих там, где религия затмевает людям все. Какой бы вере не принадлежали люди и как бы строго не блюли законы святости, ущемления прав, пороки и даже скрытые преступления (типа растления детей взрослыми настоятелями) в подобных кругах – одни и те же.

Что ж это за мир такой, где мы наказываем только за банальности вроде коротких юбок, но, когда кто-то нарушает одну из десяти заповедей, мы молчим?

Автор вскрывает все нарывы своего прошлого, причем, делает это без чрезмерной злости – в ее воспоминаниях основные этапы взросления, проблемы и вопросы, через которые проходят большинство. Тем проще нам осознать разницу между свободой и тотальными ограничениями; между правом и бесправностью, между наличием с рождения у человека выбора и его отсутствием.
Но если вас ставят перед выбором - выбирайте себя. Не прогадаете.

Если кто-то однажды попытается навязать вам, кем быть, надеюсь, вы тоже найдете в себе силы отстоять свою правду.

История определенно заслуживает внимания, рекомендую.