Больше рецензий

Deuteranomy

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

30 января 2024 г. 15:58

57

5 Искусство романа

И вот я снова берусь за чешского автора. В этот раз это сборник эссе, в котором Кундера рассматривает и затрагивает многие произведения искусств: от мировой классической литературы (Госпожа Бовари, Улисс, Дон Кихот, Анна Каренина), картин (Пикассо) до музыки (Бах, Вивальди). Получилось очень многогранно (рассматриваются множество тем), для понимания нужно иметь немалый багаж знаний, чего у меня не доставало, что затрудняет понимание некоторых эссе.

Как и в большинстве своих романов, автор снова обращается к теме эмиграции после вторжения СССР в Чехословакию. А также анализирует судьбу чехов до и после вторжения в контексте литературы, да и в целом культуры. “[Теперь] я знаю, что означает для человека пережить смерть своей нации”.

Особое внимание Милан уделяет Францу Кафке и Гюставу Флоберу. У первого он анализирует романы “Процесс” и “Замок”. Так как оба я читал, то и понять все было достаточно легко, но как-то не задалось у меня с Кафкой — для меня он слишком мрачный автор. У второго он анализирует Воспитание чувств и Госпожу Бовари — оба романа я не читал, что составило некоторые трудности при понимании, о чем речь. Однако я так часто слышу о Бовари из уст модернистов или постмодернистов, что становится жизненно необходимым прочитать Госпожу, ибо сколько можно быть за занавесом неведенья.

Также уловил отличнейшую аллюзию на роман “Бессмертие”: “Слава людей творческих профессий — самая чудовищная из всех, поскольку содержит в себе идею бессмертия”. И приятно осознавать, что Кундера все же обессмертил себя через свои романы. Ведь он имеет чудовищную славу писателя.