Больше рецензий

29 января 2024 г. 14:02

152

4 Спойлер ***

В прошлом году просмотры фильмов мною стал более осознанным. Кажется, появилось даже что-то похожее на вкус, ну и, ожидаемо, выросло количество моего бухтежа по этому поводу. И тут мне попадается не что-то там, а биография Ларса ФОН (это важно) Триера, коего я большой фанат ещё даже до своей «осознанности». *и тут я забыла, что такое спать*

Собственно, я решила пересмотреть многое из того, что я люблю под новым углом. Ну и немного «потрогать» то, чего ещё не касалась, или могла в своё время слишком поверхностно отнестись. Первым ожидаемо стал «Дом, который построил Джек», и вкупе с уже прочитанным он смотрелся ещё более прекрасно, чем изначально. Дело в том. Что некий постулат господина ФОНа о том, что если сделать фильм слишком сложным или слишком простым, его никто не будет смотреть, верен как никогда. Изначально «Джек» мне нравился безумно – я находила какие-то знакомые моменты и, скажем так, аллюзии и отсылки, но часто и утыкалась в полное непонимание. Но если раньше я просто пропускала «глухие» сцены, то сейчас мне нравилось «стопить» и ломать голову, додумывать и совершать какие-то маленькие, но такие невероятные открытия.
После «Джека», который очень сильно меня вымотал, был просмотр «Меланхолии» одновременно с чтением об этой меланхолии. И лично мне вдруг стало понятно, что хоть фильмы ФОНа очень похожи друг на друга, каждый из них – своеобразное произведение искусства. Искусства, которое вызывает споры, восхищает, злит и «не понимается», оскорбляет, заставляет думать. Например, «Антихрист» в своё время был мною не просто не понят, но и вызывал какое-то чувства омерзения, смешанного с восхищением. А оно так и есть, только теперь я понимаю чуть больше, чем раньше. А вот со знаменитым «Королевством» особой любви не случилось – я буквально принуждала себя его смотреть, но в итоге сдалась, при этом мне было интересно, но каждая попытка включить следующую серию требовала просто каких-то титанических усилий. К сожалению, до пересмотра «Догвилля», знакомства со знаменитыми «Танцующей в темноте» и «Рассекая волны» пока добраться не удалость, ибо господина ФОНа было ну просто too much. И эта книга хороша именно тем, что пресловутое «что хотел сказать автор» открывается как надо. В случае ФОНа – говорю, что хотел напрямую, а дальше – up to you.

Что же скасается непосредственно самой биографии месье ФОНа, то по большей части она мне не понравилась. Дело в том, что у Нильса Торсена не получилось меня увлечь, не было какого-то увлекательного рассказа или интересных диалогов. Описание же того, как они с ФОНом допивают последние остатки алкоголя, или с каким звуком заводится машина меня больше утомляли, но вот моменты, когда сам ФОН Триер начинал говорить, забывая о том, что он дает интервью (такое впечатление у меня сложилось, по крайней мере) были великолепно, а дополняли их снимки и даже домыслы о всяких непотребствах. Без скандальчика никуда. Да, Ларс? Хотя при наличии таких расстройств и эмоций, которые ведут к такому поведению, какое демонстрирует месье ФОН, можно было без этого и обойтись. Кстати, узнать, что твой любимый режиссер невротик (прям как я!) было очень странно и где-то даже стыдно-радостно.
Но все же биография Триера хорошо может получится только у самого Триера. Снимешь, Ларс? Или просто пересмотрим «Джека»?

Прочитано в рамках игры Кот в мешке

Комментарии


На английском в 2022 году вышло исследование Линды Бэдли, Lars von Trier Beyond Depression: Contexts and Collaborations, которая как раз фокусируются на 4 фильмах фон Триера:

Ларс фон Триер с самого начала заработал репутацию провокатора, но в конце 2000-х годов он вступил в еще более провоцирующую фазу. На фоне каннских разногласий фильмы «Антихрист» (2009), «Меланхолия» (2011), «Нимфоманка» (2013–14) и «Дом, который построил Джек» (2018) размахивали кинематографической виртуозностью фон Триера, когда-то запрещенной Манифестом «Догма 95», одновременно подвергая зрителей «экстремальному» кино. После того, как фон Триер пережил клиническую депрессию в 2006 и 2007 годах, эти фильмы приняли агрессивно личный и ретроспективный характер на фоне публичных выступлений режиссера, вызывающих споры.

Играя против широко распространенных предположений, Линда Бэдли использует восстановительный подход, предлагая углубленное исследование этих четырех фильмов и контекста, в котором они были созданы. Опираясь на многочисленные интервью с режиссером и его сотрудниками, а также на доступ к архивным материалам, она дает подробный и всесторонний отчет о подготовке к съемкам и творческом процессе фон Триера. Подчеркивая трансмедийный поворот, Бэдли отслеживает художественные ориентиры фон Триера от Вагнера, Пруста и маркиза де Сада до скандинавского эротического кино и жанровых образов серийных убийц. Она рассматривает его изображения психических заболеваний и терапии, пола и сексуальности, природы и вымирания, проливая свет на тематические проблемы, которые объединяют эти фильмы в отдельный цикл. Предлагая детальное прочтение этих фильмов, книга подчеркивает значимость работ фон Триера для текущих критических и философских дебатов, показывая, как они связаны с понятиями антропоцена, «темной экологии» и посткинематографии.