Больше рецензий

24 января 2024 г. 22:39

485

5 Теперь, видя на темном небе луну, я называю ее Танит

Это мой первый роман у Флобера. И как сильно он меня удивил. Но давайте по порядку.


"Саламбо" – книга, которую мне всю мою жизнь советовал прочитать папа. Но до этого Нового года она меня совсем не волновала, никогда у меня не просыпалось желание ее прочесть. Хотя иногда я о ней и вспоминала. А тут я почувствовала странную ноющую грусть и как будто необходимость наконец взять ее: папа так часто о ней говорил, и я помню, что он советовал мне ее чуть ли не в самом детстве. А я все еще не добралась до нее.


Час настал. На самом деле, я уверена: начав читать ее в детстве, я, скорее всего, бы бросила. Потому что даже при прочтении сейчас, на 78-й странице (это почему-то отложилось в моей памяти) я хотела бросить ее, поставить ей оценку "3" и добавить в "недочитанные". Но это желание вступило в противоборство с другим: мне все же хотелось увидеть эту историю целиком. К тому же, знаете, бывают книги, которые не нравятся с самого начала, и ты либо бросаешь их на странице так сотой, либо дочитываешь, чтобы иметь полное представление. А "Саламбо" – произведение иного рода. Мне нравилось с первых страниц.

Книга начинается с великолепного пира. Будто бы сказочного. Я поняла, что для меня что-то древнее, далекое, с элементами Востока (в моем представлении) – это своего рода сказка. Хотя здесь, стоит отметить, много крови, повешенные львы на пальмах и другие зверства. Но даже эти львы – они меня поразили. Согласитесь: для нашего с вами мира львы и пальмы – уже фантазия. И как интересно, что именно Флобер все это создал!


Пир, сказка, но почему мне вдруг захотелось бросить роман? В нем очень много описаний, и они мне практически всегда нравились. Но некоторые выводили из себя: читая их, я просто не могла понять, о чем именно идет речь, не могла визуализировать текст. Не понимала: герои находятся в той же комнате, или уже перешли в другую. Возможно, стоило читать внимательнее. Возможно, проблема в переводе. Но, думаю, все-таки дело в недостатке сведений об описываемом мире в моей голове.


А что за мир такой? О, преинтересный. Несколько веков до нашей эры, эпоха римско-карфагенских войн. Пока что я ничего не смыслю в истории этого времени, и, хочу вам сказать, что, благо, для прочтения этой книги это и не нужно. Ведь если мы читаем сказку, мы не знаем этот мир до прочтения, мы познаем его по мере погружения в текст! Так я и воспринимала эту древнюю вселенную.


Другая, наверное, основная полюбившаяся мне деталь замысла и сюжета – иллюстрация языческих верований. Главные герои, в том числе юная и прекрасная девушка Саламбо, чье имя служит названием романа, имеют, я бы сказала, особенные отношения с богами, в которых верят. И за этим очень интересно наблюдать. Также показано и отношение всего народа к богам, но у главных героев эта линия совершенно особенно преломляется и раскрывается. Роковым образом влияя на их судьбу и ход романа.


Еще один раздражающий момент: ближе к концу произведения Флобер будет описывать одну за другой битвы. И вот какая-то из них показалась мне последней – ура, скоро узнаю что-то про наших основных геров, – нет, снова еще одна битва! Вот здесь я бы всерьез задумалась над тем, чтобы убрать одну-другую битву, но (посмеемся над тем, что я сейчас пишу) я не Флобер. 


Концовка – о, она хороша, да, хороша! 


Немного резюмируя: "Саламбо" погрузила меня в полусказочный мир, где люди очень жестоки и очень эмоциональны, где боги играют важную роль (но, отметим, слава богу, совсем не такую, как в древнегреческой литературе; роль эта совсем иного рода, по-своему близкая и интересная мне) и где, конечно, существует и цветет любовь. Что с ней будет? Что станет с этим цветком? И цветок ли это? 


Удивительно: книга могла бы лежать в шкафу недочитанная, посрамленная, с оценкой в 3 балла. Но вместо этого она восхитила меня, подарила что-то очень и очень приятное. И да: на луну я теперь смотрю по-другому.