Больше рецензий
21 января 2024 г. 12:23
331
3.5
РецензияУ дебютного романа американской писательницы Хелен Уэкер есть все задатки отличной книги. Автор взял сказочно-мифологических существ из культур-антагонистов, обеспечил их невольную эмиграцию в Нью-Йорк, столкнул лицом к лицу, заставил выживать и при этом сохранять свою тайну. Окружил их разными, но по своему хорошими людьми, исследовал границы внешней и внутренней несвободы голема и джина. Затем добавил еще больше сказочного линией Иегуды Шальмана (который оказался очень сложным персонажем, чтобы не спойлерить). Автору замечательно удалась тема трагического одиночества героев, преодолеть которое при всем старании не могут ни Арбели, ни равви Мейер, ни Майкл, ни Софи. Великолепно использован прием остранения, когда привычные вещи , фокализуясь через мифологическое существо, выглядят совсем иначе. Еще про иммиграцию - выжить физически и психологически, и главным и второстепенным героям помогает труд, работа. Это очень ненавязчиво преподнесено, я только что осознал, пока писал. Но стать великолепной книгой роману Голем и Джинн помешали, на мой взгляд, две вещи. Первая - я не нашел в этом тексте никакой великой метаидеи. Писателю нечего сказать нам, увы. Вторая, и более тяжелая, - сироп мелодрамы, который заливает всю конструкцию книги, подменяя собой ее начинку. Ближе к концу начинает казаться, что все вышеперечисленные достоинства книги - только "гарнир" к любовному роману, который, насколько я могу судить, написан по всем канонам жанра мягких обложек. Не то, чтобы я прямо заставлял себя дочитать, но самое интересное в книге - первая треть. Есть сиквел, который я совершенно точно читать не хочу.