Больше рецензий

17 января 2024 г. 19:48

158

5

Всем привет, друзья! С вами ††Ищущи醆, и мы ищем хорошие книги : )

Сегодня я хотел бы поделиться впечатлениями после прочтения рассказа "охота жить", который шел в авторском сборнике "наказ". На самом деле у Шукшина выходило немало разных антологий, и его можно встретить в разных изданиях. У меня от родителей осталось еще такое вот советское наследие, и мне очень нравится оформление книги. Как и её содержимое. Да, не все произведения, попавшие сюда я готов хвалить одинаково, но... Именно эта история впечатлила.

...Сидел Никитич, курил.

Прошаркали на улице лыжи, потом — стихло. В оконце вроде кто-то заглянул. Потом опять скрипуче шаркнули лыжи — к крыльцу. В дверь стукнули два раза палкой.

— Есть кто-нибудь?

Она не отпускает меня ни после первого прочтения, когда я испытал глубокое (ОЧЕНЬ глубокое) эмоциональное потрясение, ни сейчас, когда я вновь перечитал историю уже во взрослом возрасте. Скажу так - Василий очень тонко, и в то же время реалистично передал срез мысли разных социальных ниш. Если так можно выражаться. С одной стороны человек, который не кидается красивыми словами, а просто живет в свое удовольствие. И его противоположность, обиженная на мир. Считающая, что ему все должны и обязаны, и что он всем покажет Кузькину мать.

Избушка — так себе, амбар, рядов в тринадцать-четырнадцать, в одно оконце, без сеней, а то и без крыши. Кто их издревле рубит по тайге?.. Приходят по весне какие-то люди, валят сосняк поровней, ошкуривают... А ближе к осени погожими днями за какую-нибудь неделю в три-четыре топора срубят. Найдется и глина поблизости, и камни — собьют камелек, и трубу на крышу выведут, и нары сколотят — живи не хочу!

Его даже осаживают несколько раз, отчего он только сильнее обижается, бедняга. Видите ли, ему "претит", когда его поучают. А сам рот закрыть не может, и все рассказывает о том, как он всем покажет, и какой он удалой молодец. Гениальность рассказа доказывают мои эмоции, которые не стихают с тех самых пор, когда я впервые познакомился с пожилым мужчиной, которому зимой в избу попросился молодой "иолог".

«Не охотник», — понял Никитич, охотник не станет спрашивать — зайдет, и все.

— Есть!

Дескать, как он может не пустить гостя, пускай и незваного? Который отбился от своих, и заблудился в лесу? Не по-человечески это. И вот эта разница их мировоззрений настолько тонко передана, что просто... эх. Василий. Я одновременно восхищаюсь вашим талантом, и ненавижу за то, как именно был закончен рассказ. Хотя и вынужден признать, что именно такой финал максимально правильный, и правильно показывает целый пласт людей, которые думают исключительно о своем собственном комфорте.

— Какой март? Апрель ведь.

— Это по-новому. А по-старому — март. У нас говорят: марток — надевай двое порток. Легко одетый. — Что ружья нет, старик промолчал.

— Ничего, — сказал парень. — Один здесь?

И для которых нет понятия святого. Хотя себя они, разумеется, считают обделенными жизнью. И мучениками, которых никто не понял. История определенно стоит вашего времени, друзья. Благо, что сам по себе рассказ не слишком длинный, читается на одном дыхании.

История банальна как свет. В охотничью избушку в глухой тайге вваливается одинокий юноша, которого встречает уже пожилой мужчина и по совместительству сего хозяйства старик Никитич, который отдыхает в своей берлоге после дневного промысла. Будучи простым и добродушным человеком, он спокойно пускает незнакомца, потому что выставить его обратно ночью на улицу означает погубить человека.


А кто он такой и откуда? Ему какое дело? Захочет, сам расскажет. А если промолчит, то и Бог с ним. Старик в любом случае его накормит и напоит тем, что у него есть. Что стол не богатый на яства - так простите, не в Москве живут. И никого не ждал в это время года мужичок. Обычно его как-то предупреждают о том, что могут прийти люди. Или просто есть сезонные месяца, когда "иологи" туда-сюда ходят.

— Так не говорят, отец. Говорят — присаживайся.

— Ну, присаживайся. А пошто не говорят? У нас говорят.

— Присесть можно. Никто не придет еще?

Здесь же юноша свалился как йети на голову. И после того, как он захмелеет после пары рюмок, у него развяжется язык, и он сам признается в том, что беглый заключенный, который устал "гнить в тюрьме", и который хочет на волю. Которую теперь у него никто не отнимет. И он всем покажет. Обязательно всем-всем. Мало того, что человек дурак (иначе бы не сел), так еще и пить не умеет толком - ведет себя по-хамски, оскорбляет хозяина избушки за то, что он якобы его учит правильно жить.

— Хорошо! А то аж душа трясется. Замерзнуть к черту можно. Апрель называется...

Никитич вышел на улицу, принес мешочек с салом. Засветил фонарь под потолком.

Хотя Никитич ни разу его не оскорбил, и даже не осудил за то, что он сидевший. Только поцокал языком, что парнишка зря сбежал - в этих краях далеко не уйдешь. И какой бы срок молодец не сидел, сидеть ему теперь еще больше за счет побега. Поэтому можно смело сказать, что пожилой мужчина к своему гостю испытывает только искреннюю жалость. И считает его запутавшейся душой. Не более.

— Воля, — сказал парень, и вздохнул. Но не грустно вздохнул. И про волю сказал — крепко, зло и напористо, Откачнулся от окна.

— Дай еще выпить, отец. — Расстегнул ворот черной сатиновой рубахи, гулко хлопнул себя по груди широкой ладонью, погладил. — Душа просит.

Я хочу уточнить, что с точки зрения художественных образов, мне нравятся тут ВСЕ персонажи. И молодой зэк и уже умудренный жизнью дед получились очень колоритными и живыми. Во время чтения веришь в то, что это живые, а не выдуманные люди, и что они действительно сидят в избушке. Что молодой, распалившийся от алкоголя, машет руками и втирает что-то про волю. Как он её понимает. И что теперь никому её не отдаст.

— Наскучал один-то, — Никитич тоже улыбнулся. Парень все больше и больше нравился ему. Молодой, сильный, красивый. А мог пропасть, — Так, парень, пропасть можно. Без ружьишка в тайге — поганое дело.

— Не пропадем, отец. Еще поживем!

И сидящий рядом Никитич,который и сам немало пожил, и разное видел. И который успел насмотреть на таких правдолюбов. У которых всегда виноват кто угодно, но только не они сами. Вот как он оказался в тюрьме? За что сел? За просто так что-ли посадили? Значит было за что. Значит совершил проступок, за который должен заплатить по закону. А его попытка сбежать только показывает незрелость человека, который так и не научился нести ответственность за свои поступки.

— Жить всем охота. Мне, думаешь, неохота? А мне уж скоро...

— Охота жить! — упрямо, с веселой злостью повторил большой красивый парень, не слушая старика. — Ты ее не знаешь, жизнь. Она... — Подумал, стиснул зубы: — Она — дорогуша. Милая! Роднуля моя.

Чем закончится визит молодого парня я рассказывать не буду. Мне хочется, чтобы вы сами увидели то, что предлагает Василий нам как читателям. И, как я уже говорил ранее, на мой скромный взгляд здесь показана максимально реалистичная развязка для подобной ситуации. Не то, чтобы я не верил в человечество как в идею. Я имею в виду именно на примере показанных здесь характером. И, собственно, наоборот - старик меня воодушевил своей готовностью просто так помогать кому угодно.

— Ты про жись, как все одно про бабу.

— Бабы — дешевки. — Парня накаляло какое-то упрямое, дерзкое, радостное чувство. Он не слушал старика, говорил сам, а тому хотелось его слушать. Властная сила парня стала и его подмывать.

Даже заключенному, если он нормально попросит. Потому что он ему не судья, и тем паче не Бог, чтобы выносить вердикты. А что он оступился - с кем не бывает? Он и сам по молодости лет наделал глупостей, о которых теперь жалеет, живя в глуши. Он же тоже человек, а небожитель, который никогда не ошибался, и не творил ерунды.

"Охота жить" прекрасное произведение. Я с удовольствие поднимаю палец вверх, и рекомендую его всем для прочтения. Для меня здесь нет недостатков, все произошло именно так, и должно было. Не потому, что я фаталист, а потому что таковы люди.