Больше рецензий

Dikaya_Murka

Эксперт

Издатель без издательства

17 января 2024 г. 17:53

101

3

Открывая книгу из серии “Скандинавская линия”, последнее, чего ожидаешь - погрузиться в историю о зеленых джунглях Латинской Америки, потому что нет в моем сознании вещей более противоположных, чем прохладная скандинавская проза и огненный южноамериканский сюжет. Не одну страницу я перелистнула, прежде чем пришлось признать, что от скандинавской линии тут только происхождение автора.

Герт Нюгордсхауг рассказывает историю мальчика Мино, живущего вместе с родителями, братьями и сестрой в бедной деревеньке на окраине джунглевого леса в одной небогатой стране южноамериканского континента. Непростую, но размеренную жизнь селения нарушают гринго, которые решили неподалеку начать разработку нефти. Уничтожаются джунгли, уничтожается деревня, а потом, безжалостно и подчистую, все ее жители, вздумавшие саботировать проведение работ, которые поставили их на грань выживания. В живых остается только Мино, по счастливому стечению обстоятельств отлучившийся в лес на ловлю бабочек. И в этот момент его жизнь делится на до и после. Отныне и навсегда она будет посвящена защите джунглей и борьбе с гринго в частности и с эксплуататорами природных ресурсов всего мира в целом.

Книга производит неоднозначное впечатление. С одной стороны, плавный и размеренный темп повествования в самом начале и некоторые стилистические приемы напоминают о магическом реализме Габриэля Гарсия Маркеса. Возможно у всей латиноамериканской прозы есть в этом смысле что-то общее. Но постепенно магический реализм начинает превращаться в банальную нереальность. Мино взрослеет, переезжает из страны в страну, встречая на своем пути друзей, недругов и любовь. В борьбе за спасение планеты он находит единомышленников, вместе с которыми образует группировку “Марипоса”, совершающую убийства и теракты, направленные против владельцев крупнейших мировых корпораций, занятых в сфере разработки ресурсов и наносящих непоправимый вред экосистеме. Четверо участников “Марипосы” любят друг друга как братья, сестры, мужчины и женщины - так что иногда планы по спасению мира перемежаются незатейливым промискуититетом, в котром, впрочем, никто друг друга не ревнует. В разных частях мира они действуют каждый в одиночку, но в синхроне друг с другом, лишая жизни сильных мира сего. И если в промискуитет без ревности я еще готова поверить, то изощренные и безотказные операции по ликвидации мировых тайкунов довольно быстро начинают вызывать скуку. Уж слишком это все напоминает индийское кино с приемами настолько же кустарными, насколько и незамысловатыми, где персонаж одним ударом ноги валит дюжину человек. Вопрос не столько в нереалистичности (в конце концов сюжеты приключений Агента 007 тоже далеки от реальности), сколько в том, что эта нереалистичность в конце концов начинает выглядеть как байки охотников на привале или рыбаков с их “и тут сом взглянул на меня и заговорил”. Все хорошо в меру, но это понятие Нюгордсхаугу незнакомо. Идея экологического триллера, как жанра, неплоха и свежа сама по себе, но исполнение чересчур наивно, примерно как картины Фриды Кало или Альфредо Мартинеса. С другой стороны, действительно, немало художников-наивистов действительно появились именно в Латинской Америке, возможно, культура, история и природа континента действительно чем-то располагает именно к такому виду творчества. Вот только как в это все вписывается скандинавское происхождение Нюгордсхауга - совершенно непонятно. Возможно, экспедиции в Южную Америку произвели на него столь неизгладимое впечатление?