Больше рецензий

16 января 2024 г. 14:25

287

5 Спойлер

Юля Азарова, главная героиня повести, имеет все необходимые для балета данные, но всё же ей приходится упорно, самозабвенно трудиться, чтобы достичь нужных результатов. В отличие, например, от сверхталантливой Светы Середы, которая словно вспоминает забытые движения, занимаясь у станка. Но Юля не рвётся в примы и не мечтает стать звездой Большого театра. Ей, безумно одинокой в столице огромной страны, очень хочется к родным, живущим по диагонали от Москвы, в маленьком посёлке Рудник Хабаровского края. По окончании училища Юля собирается не в какой-либо театр, а в Хабаровск, на должность педагога, чтобы быть ближе к матери и сёстрам и иметь возможность помогать им материально.

Но в один из вечеров на Юлю обращает внимание приятель очередного ухажёра её однокурсницы, разбитной, насмешливый, резкий и очень интересный Игорь. Сначала они недолго беседуют на улице, Юля разрешает ему прийти на балет с её участием, и вскоре начинается её первый, нервный роман, напоминающий больше череду ссор и примирений. И вот, когда главная героиня полностью погружается в свою первую любовь, волею судеб ей приходится стать примой, заняв место отчисленной по болезни гениальной, рождённой для балета Светы Середы.

Новая роль Юле даётся нелегко. Ей, трудолюбивой, способной, привыкшей к запредельным нагрузкам, приходится работать ещё больше. Прежние подруги по училищу, охваченные завистью, отворачиваются - и хорошо, что просто отворачиваются, ведь могли бы и битого стекла в пуанты насыпать. Короткие свидания с Игорем приносят мало радости, неизменно заканчиваясь ссорами. Сам он почти не переставая осмеивает и обесценивает балет, называя его сектой, а Юлино училище - тюрьмой. И вскоре Юля начинает, что называется, петь с его голоса.

Юля просто устала, как устают выпускники любых школ и учебных заведений: всем кажется, что нудные, тяжёлые, - точнее, кажущиеся тяжелее, чем есть на самом деле, - экзамены никогда не кончатся, написание диплома не имеет смысла, и само образование отнимает столько сил и времени, что жизнь проходит мимо. Хочется чего-то нового: перемен в жизни, новых лиц, вздохнуть, наконец, свободно, зная, что больше не надо с утра до ночи зубрить, писать и переделывать квалификационную работу или танцевать до жарких кругов перед глазами. Но не опустеет ли жизнь, если всё бросить прямо перед победным финишем?
Игорь совсем не подходит Юле, и вовсе не потому, что он, в отличие от неё, из богатой семьи, воспитан интеллигентными родителями и вырос в Москве. Игорь совершенно не уважает, не ценит и не жалеет свою подругу, даже не задумывается, каково ей слышать его шуточки, его резкие, безапелляционные и хамские замечания о деле её жизни. Ему не приходит в голову, что Юле может быть тяжело после запредельных нагрузок, что она устала, что ей больно и обидно слышать в свой адрес похабные предположения его приятелей. Сложилось впечатление, будто Игорь нашёл неопытную в любви девчонку и теперь весело за её счёт самоутверждается, не считая нужным решительно за неё заступиться. И поэтому в финале я обрадовалась принятому Юлей решению.

В отличие от более позднего, книжного варианта повести , «Виллиса» более натуралистична и подробна. Большее внимание уделяется австралийской части истории. В этой части высказывается горькая, но правдивая мысль: жизнь примы - сплошной каторжный труд, нет времени посмотреть страну, в которую она приехала на гастроли; кордебалет же получает свою минуту славы и огромное удовольствие от путешествий по миру. Юля, ставшая примой, проводит дни напролёт у станка; жадная до жизни лентяйка Лена Ильинская, объедающаяся пирожными, мужчинами, удовольствиями, одна из кордебалета, получает новые впечатления, покупает вещи, которых нет в родном СССР, и продолжает радоваться жизни. И стоит ли это нечеловеческих жертв - здоровья, молодости, многолетней разлуки с родными?
Визит Юли на малую Родину и эпилог повести показывает, что всё-таки стоит.