Больше рецензий

14 января 2024 г. 00:02

33

4

22 (10) января 1898 г., 125 лет назад, родился «странный гений» – Сергей Михайлович Эйзенштейн.
Автор книги разделил жизнь Сергея Михайловича на 2 части – до загранкомандировки, когда его носили на руках, и после, когда было много трудностей. Да, наверное, лучше всего режиссёр чувствовал себя в 20-е – романтика революции, когда можно было самозабвенно экспериментировать, эпоха авангарда и экспрессионизма.
Ещё Кушниров выделил основные «ипостаси» Эйзенштейна.
Кинорежиссёр. Эйзенштейн технарь до мозга костей, инженер. Монтаж – кадр – типаж – крупный план. Он и в театре так работал. Думаю, именно это мешает мне принять его до конца. Я могу бесконечно смотреть на то, как снято, но мне кажется, что Сергей Михайлович чересчур увлекался этим самым «как».
Теоретик. Я боялась, что одна не понимаю некоторых писательских трудов Эйзенштейна Laughing , если и продираюсь через предложения, то смысл улавливаю с трудом. Но Кушниров меня успокоил, отметив, что режиссёр нередко сбивается в косноязычие и бессвязность. При этом у него есть изумительно лёгкие, едва не поэтические (при всём равнодушии к поэзии) страницы.
График. В рисунках Эйзенштейн мог почувствовать себя абсолютно свободным, его не стесняли никакие рамки. Проблемы, комплексы, метания отражались в фильмах, но и бумага хорошо передаёт внутренний мир Сергея Михайловича.
Кушниров не ставил задачу объять в книге необъятное, остановившись на ключевых моментах жизни Эйзенштейна. Но именно каких-то подробностей мне и не хватило для большего интереса.
«Раскалённым метеором ворвался Эйзенштейн в мировое кинопространство и, сгорев, окончив свой уникальный полёт, продолжает не исчезать…»