Больше рецензий

alsoda

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

4 августа 2014 г. 13:32

600

5

Мы не изобретаем связи. Мы их обретаем. Они существуют.
Умберто Эко. "Маятник Фуко"

Среди множества прочитанных книг порой попадаются настоящие литературные сокровища, вернее - сокровищницы, богатству которых позавидует не одна энциклопедия. "Чай из трилистника" - как раз такая книга. Чтобы описать ее хотя бы на минимальном уровне, может оказаться недостаточно целой критической статьи, не говоря уже о каких-то там рецензиях и отзывах читателей. Тем более радует, что роман принадлежит к современной литературе, которая, как нас иногда уверяют, якобы давно уже исчерпала себя, как в отношении сюжетов и тем, так и в плане приемов и стилей. Тот факт, что это далеко не так, - подтверждается в том числе существованием таких книг как "Чай из трилистника".

Литература постмодернизма часто обращается к истории, традициями и течениям искусства прошедших времен, используя их одновременно и как материал, и как средства переосмысления и выявления скрытых связей, взаимозависимостей и культурных кодов. Умение видеть эти связи и коды и выстраивать из них новый органичный текст, несущий новый смысл, - редкий и ценный дар, обладает которым далеко не каждый писатель. С кем сравнить Киарана Карсона? На ум приходят только Умберто Эко, Артуро Перес-Реверте, Грэм Свифт, пожалуй, еще Антония Байет и Лоуренс Норфолк. При всей сымобытности и непохожести каждого из них на других.

Рассказать о романе "Чай из трилистника" так, чтобы было просто и понятно, - очень непростая задача, а даже не потому, что этому мешают вызванные им, исключительно положительные, эмоции. На самом деле просто не знаешь с какой стороны к нему подступиться. Текст под завязку наполнен символами и перекрестными ссылками, одно указывает на второе, второе ведет к третьему, третье намекает о четвертом, четвертое вновь выводит на исходную точку... В центре повествования неизменно оказывается Чай из трилистника - то ли реально существующее наркотические зелье, то ли легенда, то ли символ, благодаря которому человек обретает способность видеть реальность с предельной ясностью и всеохватностью, без различного рода ограничений и разграничений, придуманных человеческих умом. От этой отправной точки начинают разбегаться "тропки", которые в конечном итоге складываются в идеальный узор: тут и древняя символика растений (прежде всего - ирландского трилистника), цветов (в первую очередь - зеленого), драгоценных камней, жития католических святых, Святой Патрик, Игнатий Лойола и иезуиты, Людвиг Вигтенштейн, Ян ван Эйк, Артур Конан-Дойл, Оскар Уайльд и Джеймс Джойс, средневековые легенды, тайны Белфаста, Брюгге и Гента, таинственные послания, зашифрованные в произведениях искусства... Не обошлось и без тайного общества - древнего ордена гибернийцев. Всего не перечислить! И все это объединено в рамках совершенно гениальной композиции, каждой деталь которой указывает на все прочие, дабы продемонстрировать, что мир - это единая сеть символов, бесконечное и безграничное повествование, в котором все соединено и все перекликается с чем-то еще.

Сказать, что книга меня покорила и восхитила - это ничего не сказать. Давно я не получал такого удовольствия от чтения. "Чай из трилистника" - роман больше для ума, чем для сердца, и являет собой совершенный образец интеллектуальной прозы и игры, но, как сказал переводчик в послесловии, игры серьезной. И следует подчеркнуть, что книга сложная. Она заставит читателя работать, шевелить мозгами и стараться подняться до уровня автора. Поэтому если вы к такому не готовы и вас отпугивает обилие незнакомых слов, фактов, имен и названий, необходимость регулярно справляться со словарями и энциклопедиями, постоянные отступления и ускользающая нить повествования, если вас раздражает, когда автор "умничает" и "грузит" информацией, тогда лучше не стОит браться за эту книгу. Хотя меня, честно говоря, подобное отношение к шедевру Киарана Карсона только огорчило бы, ибо они оба его не заслуживают, а наоборот - достойны самых наград и похвал. Одназначно - современный шедевр.

Комментарии


Отличная всё-таки серия. Спасибо за рецензию, Даниил.


Спасибо, что оценили.
Я пока мало знаком с этой серией, но точно буду читать еще.


Там есть, там есть. У меня, например, знакомтсов с Дэвидом Митчеллом началось с "Сон № 9", изданной в этой букеровской серии. И это было большое открытие.


Да я уж вижу :). Большой соблазн прочитать все подряд.


Мистри тоже хорош:)


Чарующая книга. Спасибо, что своей рецензией напомнили о ней.


Не за что :). Мне уже хочется забыть ее, чтобы прочитать заново :)


аналогичное совершенно ощущение))


Обязательно должна Вас поблагодарить, именно благодаря Вашей рецензии дошли руки прочесть это чудо :)


Я рад :)
Думаю, нам надо вместе поблагодарить автора :)