Больше рецензий

6 января 2024 г. 17:25

429

5 Неплохо время от времени пересматривать свою жизнь. Так сказать, подводить, итог. Найти свои ошибки.

o-o.jpeg

Иногда, хуля самого себя, мы потворствуем собственной слабости. Мы говорим: "Я достиг дна бездны, дальше падать некуда", и чуть ли не с удовольствием барахтаемся во тьме. Беда в том, что это не так. Нет конца злу в нашей душе, как нет конца добру. Это вопрос выбора. Мы стремимся вверх, или мы стремимся вниз. Главное - познать самого себя, увидеть, по какому мы идем пути.

Немало историй вышло из-под пера талантливейшей английской писательницы. Историй разнообразных, загадочных и очень сложных, если рассматривать романы Дафны дю Морье, как отличный повод задаться целым рядом морально-этических вопросов. На третьем романе я окончательно убедилась, что время пришло и имя писательницы пора вносить в почетный список самых любимых авторов, раз уж ее завораживающие истории с завидным постоянством оказываются одними из лучших, что я успеваю прочитать за год.
Мне нравится, как написаны ее книги, привлекает легкость, с которой Дафна умудряется создавать настоящие шедевры, опираясь на довольно заезженные темы, и меня искренне восхищает то, как ловко хитрая писательница выводит абсолютно неожиданные финалы!
В основу романа «Козел отпущения» легла встреча двойников – скромного английского преподавателя истории, жаждущего внутренних перемен, и коварного французского графа, ищущего не столько мира в собственной черной душе, сколько яркого благополучия и личного комфорта в окружающей его среде. Короткая встреча, своенравный выбор одного, молчаливое согласие второго, а после – целая лавина судьбоносных ошибок, верных решений и слов, способных сломать или, напротив, восстановить чью-то жизнь.

Никто не имеет права играть жизнью людей, нельзя вторгаться к ним в душу, потешаться над их чувствами. Твое слово, взгляд, улыбка, нахмуренные брови не проходят бесследно, они будят в другом человеке тот или иной отклик: приязнь или отвращение; ты плетешь паутину, у которой нет ни начала, ни конца, нити переплетаются с другими нитями, переплетаются между собой так, что один ты вырваться из нее не можешь, твоя борьба, твоя свобода зависят от всех остальных.

o-o.jpegКак и прежде, я не нашла в книге персонажей, при виде тягот которых, захотелось бы пустить одинокую слезу, или хоть чуть-чуть посочувствовать. Все они, от маленькой религиозной девочки, до ядовитой властной старухи, вызывали неподдельный интерес и не отпускали до самого конца, однако симпатий и теплого душевного отклика так и не добились. Они бывали обезоруживающе откровенными, под час совершенно невыносимыми и даже жестокими, иногда беззащитными или уничтоженными, но никогда скучными, или счастливыми… Хотя, конечно, насчет последнего можно и поспорить, у таких своеобразных героев и понимания счастья могло не вписываться в общепринятые рамки, и кто знает, быть может, в замке, наравне с жуткими и темными, случались и счастливые дни просветления.

Я подумал о том, как близко от комического до ужасного и отвратительного. Мы смеемся, чтобы защититься от страха, нас привлекает то, что внушает нам омерзение. В альковых сценах фарса публика хохочет и визжит от восторга как раз потому, что отвращение, с которым мы ждем развязки, щекочет нам нервы.

o-o.pngМне было действительно интересно! С каждой новой главой появлялось все больше вопросов, тайны прошлого начинали влиять на будущее, а герой, показавшийся поначалу той еще тряпкой, чем активнее разворачивались события, тем сильнее удивлял, причем не только читателей, но и себя самого. Как оказалось, иногда достаточно всего одного шага из собственной жизни в чужую, чтобы изменить все вокруг и измениться самому.

— Жизнь — сложная штука.
— Согласен.
— Как ты думаешь, не легче ли быть кем-нибудь другим, а не самим собой?

Напоследок скажу, что я в полном восторге от финала! Он очень неоднозначен и нестандартен, и это превосходно!