Больше рецензий

3 января 2024 г. 11:15

148

3.5

Эта книга сильно пошатнула мое увлечение теорией о "людях леса" и "людях пустыни". Если очень коротко: люди леса - изначально в большей степени собиратели, потом аграрии, там равноправие полов, культ матери-земли, миролюбие. Люди пустыни (а христианство, как мы помним, именно родом оттуда) - изначально охотники, позже скотоводы, кочевые, воинственные (в условиях дефицита ресурсов, кто больше увел скота, награбил добычи - тот и выживает), женщина - практически равна скоту по правам. В общем, победила культура пустыни на земле именно из-за своей воинственности. Красивая теория, правда? Для нас, белопальтовых пацифистов-феминистов, особенно привлекательная )))

Но в реальности для жизни в лесу предку человека не понадобилось бы прямохождение, среди деревьев удобнее были бы две пары хватательных конечностей, не пришлось бы адаптироваться к новым и постоянно меняющимся условиям жизни, а в стадной и практически оседлой жизни не развился бы язык (т.к. все имеют примерно одну и ту же информацию, для общения дрстаточно коротких сигналов). Короче, мы бы так и остались обезьянами, получается. У некоторых человекообразных видов вполне себе матриархат, кстати. Выходит, что вот эти воинственные и жестокие патриархальные "люди пустыни" - это и есть предки современного человека. И это многое объясняет на самом деле.

Книга очень интересная. Это образец того добротного научпопа, что я так люблю: достаточно научно и вполне себе поп. )) Много интересных фактов о языке, новых понятий и теорий. Материал структурирован, обобщен и без лишней зауми. Здесь подробно рассматривается, как удивительно устроены язык и речь физиологически, как усваиваются языковые нормы с возрастом, какие системы коммуникации существуют в животном мире, что у них общего и каковы отличия от человеческого языка, что такое язык вообще, для чего он был нужен нашим предками и каковы основные теории его происхождения.

И просто несколько интересных фактов:

- по лепету 6-10-месячных младенцев можно отличить будущего носителя английского, французского или китайского языка.

- если ребенок до подросткового возраста существовал вне языковой среды (маугли), в полной мере грамматику языка он уже не сможет освоить никогда.

- вот этот самый вариант упрощенного и лишенного грамматики английского, используемый для преодоления языкового барьера в отдаленных уголках планеты (и который меня так впечатлил и порадовал на Шри-Ланке) называется "пиджин".

- в восточных и западных культурах по-разному логически объединяют объекты: в западных культурах категориально, по классам, а в восточных - ситуативно. Т.е. китайцу, например, проще логически объединить топор с поленом (ситуация "рубка дров"), чем топор с лопатой (категория "инструменты").