Больше рецензий

2 января 2024 г. 15:36

595

4 Библия сторителлинга. Книга, которая научит рассказывать истории. Основы сценарного мастерства.

 Замерли в предвкушении? 

Выдыхайте. Это всего лишь книга. Да, очень и очень неплохая. История о том, что величайшая киносага на свете появилось благодаря этой книге, поднята буквально на лозунг. Равно как и то, что Нил Гейман не дочитал ее до конца, потому как опасался попасть под ее влияние. 

Да, под киносагой имеются в виду, естественно, «Звездные войны». Кратко говоря,  «Тысячеликий герой» вводит в коллективное бессознательное концепцию мономифа. Очень, кстати, ложится на концепцию архетипов (кстати, они и связаны, но об этом потом как-нибудь). Итак, по мнению Джозефа Кембелла, все мифологические сюжеты сводятся к одному: путь героя. 

Сначала герой нехотя отправляется в путь, на середине проходит инициацию, где переживает некие потрясения, формирует окружение и переживает испытания, и в финале — мудрый, опытный — возвращается домой. Если, конечно, справляется с искушениями. 

Прекрасная история. Но.  Чем плоха концепция мономифа? Тем, чем она игнорирует культурное разнообразие. Да, в разных культурах можно найти  схожие сюжеты, но в них столько же сходного, сколько и отличного.  И попытка отсечь все не попадающее в концепцию мономифа, сильно упрощает культуру и нивелирует ее ценность.  

Кроме того, концепция мономифа крайне ориентирована на индивидуальность и личный вклад, отрицая коллективность и солидарность. Что характерно для ряда культур, кстати. И большого ряда. 

И да, мономиф стирает многообразие в творчестве, создавая удобный шаблон: используй это лекало и будет тебе счастье. 

Книга, безусловно, легендарна. Охватывает большое количество сфер жизни. Дает ответы на какие-то вопросы, но и еще больше ставит. Читать? Этот ответ оставлю на решение каждому. 


#книжныйшкаф


Источник