Больше рецензий

Milena_Main

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

26 июля 2014 г. 21:27

233

2

Честно говоря, мне не понравилось. Книга мутная и муторная.
Да еще и наборщик явно был невнимателен, постоянно не хватает конечных букв в прилагательных.
Но бог с ними, с буквами, роман получился скучным. И однобоким.
Интерес он представляет только для любителей истории Франции как еще один авторский взгляд на эпоху и ее личностей.
Взгляд именно авторский, поскольку, хотя автор и утверждает, что "везде, где возможно опирается на исторические письма, дневники и официальные документы той эпохи", все же уровень вольного допущения, как по мне, слишком высок. Что, естественно, не могло бы быть поставлено в упрек художественному роману, если бы результат получился увлекательным. Увы, меня автору не удалось ни развлечь, ни убедить.
Возможно, виноват перевод, не знаю, но в сухом остатке меня совершенно не зацепило. А трактовка, хотя и имеет право на жизнь, не отвечает моим собственным взглядам.
Однако, лицам заинтересованным я бы, пожалуй, все же порекомендовала с ним ознакомиться, кое-что интересное для себя в нем почерпнуть все же можно.
О детстве Анны и бракосочетании с Людовиком нам не говорят ничего, - действие романа начинается спустя определенное время с этого момента, с убийства Кончини, фаворита Марии Медичи.
Анна на протяжении почти всей книги недостает здравого смысла, хотя при этом автор подает ее нам как женщину умную. Впрочем, надо признать, что особо раздражающей она тоже не выглядит, - просто обычная женщина. Всеобщее обожание ее на этом фоне выглядит, правда, несколько непонятно, - и ничем иным, кроме потрясающей красоты и... кхм, я бы назвала это "харизмой виктимности", вызываться не может.
Людовик XIII - личность жалкая и угрюмая, во всяком случае таким он представлен в этой книге, что мне тоже не импонирует. Гомосексуалист, в компании женщин почти что импотент, и вообще лишен хоть каких бы то ни было привлекательных черт. Описан он в романе самыми мрачными красками, - даже до злодея не дотягивает, но, тем не менее, учитывая историю его детства, мне все равно становится его жалко.
Бурбоны, впрочем, здесь все слабовольные и бесхарактерные. Гастон Орлеанский - красивый повеса, предатель и дурак.
Мария Медичи - злобствующая стареющая истеричка с хамоватыми манерами.
Бэкингем - безумец, которого в итоге даже не жалко.
Ришелье суховат во всем, даже в своей любви. Это политик, лишенный веры в Бога, но стремящийся к власти. Непонятным моментом для меня являлось то, как такой человек мог вспыхнуть любовью к Анне, да еще столь стойкой на протяжении лет? Тем более, что и любовь его сухая, любовь ума... а такая женщина, какой здесь описывается Анна, как раз любовь ума-то и вызвать не могла бы.
Но ладно, любовь - материя, не совсем поддающаяся исследованию и возникающая порой черт знает из чего, так что особых претензий, кроме легкого недоумения, любовь этого Ришелье к этой Анне у меня не вызывает.
А вот сильные претензии у меня вызывает то, что в угоду все тем же старым домыслам, автор сделала Ришелье настоящим отцом обоих принцев.
Я, конечно, понимаю, что рождение ребенка спустя столько лет после выкидыша вызвало, конечно, кривотолки и предположения о том, что отцом-то мог быть кто угодно, только не король, - однако, от этой версии меня сквикает. Ничего не могу с собой поделать.
Да и вообще, вся любовная линия Анны и Ришелье тут - это кошмар какой-то. Даже безотносительно истории, это кошмар с точки зрения психологии.
Столько лет терпеть притеснения за отказ, пытаться всеми силами уничтожить человека, быть замешанной в государственной измене ради этого, а потом сдаться, потому что другого выхода нет и стать его любовницей, - говорю же, Анне не хватает здравого смысла. А любовь тут и вовсе не при чем, хотя автор и пытается ее привязать. Это какой-то стокгольмский синдром, а не чувство, как по мне.
Увлечение Бэкингемом я понять могу, - веристично прописано, почему королева поддалась его чарам. В истории же с Ришелье все как-то слишком невнятно, сухо и неприятно. Полутона, конечно, тоже никто не отменял, - но вот чего-то, на мой вкус, не хватило, чтобы эта история заиграла красками.
Пожалуй, удачнее всего здесь получилась герцогиня де Шеврез, хотя ее образу не хватает некой глубины, но он при этом достаточно привлекателен. Хотя, кажется мне, эта особо больше любила сами по себе интриги, чем королеву, но все равно обворожительная чертовка!