Больше рецензий

31 декабря 2023 г. 20:04

526

5 Спойлер О, где же ты, Хрюша!

Эту книгу я решил читать из-за обложки. Давно не видел настолько круто сделанных обложек, в которых минимализм цветовых решений сообщает невероятное количество возможных содержаний. На мгновение я ощутил себя Полом Атрейдесом, перед которым раскрывается многообразие разветвляющегося будущего, но здесь выбор было сделать просто и выбор попал в самую точку.

Давным-давно мистер Голдинг преподал всем урок, что любой постулат выглядит намного страшнее и понятнее, если показан на детях. С тех пор тень Хрюши неотступно ходит за мной по пятам, потому что ни одна смерть в мировой литературе не выглядела настолько жутко при всей своей очевидности. Рядом с ней меркнут почти все невинно загубленные жизни, кроме, может быть, Долорес Грейс. Не той Лолиты, выдуманной выдуманным Гумбертом, а настоящей маленькой Долорес, жизнь которой разрушил тот, кто в гениальном романе Набокова остался за кадром.

Но хватит реминисценций. Этот роман нарисован чёрной краской. В нём сконцентрирована вся боль современного мира, которую можно так или иначе показать через подростков. Война, разрушенное детство, подростковая доминация – это лишь неполный список тем. Дети в этом романе нездоровые (проблемы с глазами), по большей части предоставленные сами себе? И, как почти все подростки, ставят собственные интересы выше общих, а также готовы грызть друг друга, а в другие моменты объединяться перед лицом опасности.

Внимание: дальше жирнющие спойлеры, потому что что говорить о романе без них я не понимаю.

спойлер

А ещё они мёртвые. И то, что мы слышим, - попытки их душ рассказать нам о своих сомнениях, раскаяниях и последних шагах. Рассказать с той стороны, вдруг мы услышим.

Каждая глава романа написана от лица одного из участников событий. Это сделано настолько круто, что разницу мышления разных героев можно заметить не только по важным опорным точкам, но и по мелким деталям орфографии. Это не уровень Фолкнера, но герои у Александры Шалашовой получились действительно интересные, и каждый раскрывается по ходу повествования с разных сторон. Но есть одно немаловажное НО.

Ни одна история не будет закончена. Вы увидите картину «в моменте». Все сюжетные линии кроме жизни одного животного оборвутся на полуслове. Есть люди, которым такое жутко не нравится, но если у вас фантазия богатая, а «Замок» вы сами заканчиваете за Кафку, то и тут бояться вам нечего. А потом, для меня все герои мертвы, с нами разговаривают их маленькие неприкаянные души. И от осознания этого становится ещё больнее. И не надо мне это никак заканчивать. Всё уже итак закончено.

Книга напичкана мифологическими архетипами под завязку. Особенно важную часть играет река и полуразрушенный мост, который сначала должен создавать у вас иллюзию соединения мира живых с миром мёртвых, а потом понимание, что это, увы, работает ровно наоборот и мы просто услышали крик их душ.

свернуть

Тяжёлое произведение для сильных духом и не боящихся открытых концовок. Я не пожалел, что прочитал, но не думаю, что готов советовать его кому-то.