Больше рецензий

28 декабря 2023 г. 15:39

518

3.5 Кто все эти люди?

Сборник литературоведческих эссе Поляринова превосходен тем, что после него я не внесла ни одной книги в виш. Более того, размышляю, а не выкинуть ли те три, что в нём уже есть, и об авторах которых написал Поляринов.

Он хорошо пишет! Интересно да заумно - я как раз люблю такое, так что его собственные произведения обязательно прочитаю. Но вот тех писателей, которыми он восхищается, есть большое желание обойти стороной по широкой дуге. За исключением Набокова, естественно. Хотя для статьи Поляринов выбрал самое странное его произведение "Бледный огонь", что тоже симптоматично. В общем, я поняла про себя важное после чтения - не люблю модернизм и особенно постмодернизм.

У автора полезная манера письма! Он описывает книги так, что их не хочется читать. Восторгается тем, что я в книгах не ищу, не хочу и ставлю в ограничения. У него интересное мышление: про Янагихару пишет что-то вроде "во второй её роман влюбились все, ведь в нем мы не в голове растлителя, а в переживаниях жертвы насилия". Ну да, чего бы не влюбиться в такое. Но в данном случае "все" меня не устраивает. Мне такого даром не надо. Также как проблемы андроидов и трансгуманизма мне до лампочки - а Поляринов назвал массу писателей, которые серьёзно заинтересованы этой темой. Их имена я не знала раньше и не запомнила теперь.

Заметила, что критик часто пользуется фразой: "это, скорее, не роман, а философское эссе". И дальше начинает рассказывать об интересно поданной истории детоубийцы, порнокомиксах, шутке на 1000+ страниц, переживаниях искусственного разума и проблемах "неохваченного культурного пласта общественных трагедий и катастроф".

Последнее меня прям выбило из колеи.
...Беслан - колоссальный культурный пласт. Сколько фильмов не создано. Сколько книг не написано. Сколько людей погибло.
Какое-то диковатое перечисление... ценностей.
Я не понимаю этот завал в социокультурное, если базовые потребности не удовлетворены. Банальная пирамида Маслоу. Удивляет недоумение автора - а что непонятного в том, что русское общество обсуждает трагедию после смены власти?! Посмотрите первые две ступени пирамиды, ничего странного.

Тут стоит вспомнить, кстати, "Сезон отравленных плодов". Вот же она, книга, которую требует Поляринов. Просто она личностная, а не социокультурная. Не про культурный пласт большой трагедии (и не ответ на вопрос про танк), а про личную реакцию. Такие книги не могут отвечать за осмысление поколением чего либо, не могут объяснить, что случилось. Ну, и вообще нельзя такие книги "требовать" от общества. Нельзя сравнивать реакции американцев на 11 сентября и русских на Беслан. Не знаю даже, как объяснить, что дело далеко не в культурном пласте. А меня всё не отпускает реакция одного волонтёра, работавшего в Нир-Оз. "Когда пройдет время, я обещаю! За каждого замученного, убитого, изувеченного я

Наверное, в итоге я поняла, что не привлекает меня в книгах, которыми поделился Поляринов. Они слишком от ума и от надуманного. В них мало сердца, мало живого и настоящего. Постмодернизм, ага. Отражение непонятных чувств от далёких от меня предметов. Секс, наркотики, киберпанк. Может, лучше дерево посадить, удобрять перегноем, а не культурным пластом.

Комментарии


Такая книжка явно заслуживает пятёрки — добрую службу сослужила в итоге.


Слышу глас человека, у которого виш растет ежедневно))))
Сам!
Подбрасывают враги!
Это не я!
А, черт, сорвалась!
Не помню ничего. Упал, очнулся, плюс сто книг в више.


Виш пухнет со страшной силой, кто бы отвадил. А тут такой подарок!


Ты же добавила эту книжку в виш?)))


Нет! Вырабатываю силу воли)))


Удивительно, но у меня совсем наоборот - мои вкусы и предпочтительные темы в литературе - практически на 100% совпадают с Поляриновым. Я бы сказала, это один, с кем у меня такой высокий процент совпадения из множества критиков, модных книжных блогеров и прочих. Часть книг из его двух книг я читала и до него. Нет, наверно, не 100 %, а 99%: из всех приведенных авторов - я исключаю Набокова и Янагихару. Возможно, до Набокова я еще не «доросла» ))). А Янагихара слишком «мусолит» одно и то же.
Остальные все книги, о которых рассказал Полчринов - или уже прочитаны, или внесены в виш лист. Ну а упомянутая им в конце и переведенная им «Бесконечная шутка» - лежит передо мной, следующая на очереди к прочтению (к слову, она в планах стояла уже давно, еще до того, как я «открыла» для себя Поляринова).

Удивительным было бы, если б всем нравилось одно и то же и без исключений! ))) А так -всё в порядке. Я против слов "доросла не доросла" в области литературы ;) Есть "моё" и "не моё", совсем другой критерий оценки!


Ну нет, вот тут, на тему формулировки «доросла», - готова поспорить - до части писателей (по-крайней мере я) -  я действительно «доросла», читая, например, лет 10 назад часть писателей  - я не понимала, а сейчас - поняла и полюбила. Все таки эта формулировка правильна и уместнее.

А мое «удивительно», относилось к тому, что так все совпало с Поляриновым. Редко встретишь, когда настолько совпадают вкусы.

Но с двумя исключениями всё же. Я так и написала.


Спорить это не ко мне)