Больше рецензий

sq

Эксперт

Abiit, excessit, evasit, erupit

24 декабря 2023 г. 01:36

198

3.5 Подумаем об этом

Книга посвящена вопросам этики научного исследования.
Многое из описанного широко известно, но есть и кое-что, чего я не знал. Из того, что оказалось совсем новым, интереснее всего история о двух малосимпатичных, хотя и великих персонажах. Это Марш и Коуп. Их случай -- единственный из описанных, где "ни одно животное не пострадало". Дело в том, что оба они палеонтологи, их подопечные давно вымерли. Впрочем, двое животных всё же пострадали, и существенно. Это сами те палеонтологи :)

То, о чём слышал, тоже оказалось частично новым. Сэм Кин дополнил все истории неизвестными мне подробностями, так что прочитать было не только интересно, но и полезно.

Надо сказать, первые главы показались мне переполненными "современной повесткой".

суть в том, что нашим современным научным мировоззрением мы обязаны таким книгам, как Principia Mathematica и Systema Naturae, а их создание зависело от работорговли. И еще более очевидно другое: множество экспонатов, собранных благодаря системе работорговли, до сих пор представлены в современных музеях.

И чё теперь? Уничтожить экспонаты? Отменить Исаака Ньютона и Карла Линнея? Встать на одно колено над трупом Джорджа Флойда?.. Не ханжеством ли пахнут подобные рассуждения?
По-моему, большое счастье для человечества заключается в том, что Ворота Иштар находятся в Берлине, а не в Багдаде. Кадры новостей, где вандалы крушат кувалдами экспонаты багдадского музея древностей, незабываемы. Жаль также, что наглые европейские колонизаторы не скупили в своё время целиком и не вывезли Пальмиру. Теперь от неё почти ничего не осталось. Думаю, Сэму Кину стоило упомянуть об этом хотя бы ради объективности.

(Американские орнитологи тоже проявляют политкорректность. Они уже составили список видов, которые переименуют, потому что они названы в честь "неправильных" людей. Эти данные не из книги, а из новостей.)

Мой собственный взгляд на этику научных исследований противоречив. Я против некоторых методов. Например, я против, когда кроликам втирают в глаза косметический препарат и не позволяют глаза протереть, во имя того чтобы продать побольше шампуня. Также однозначно против подтасовок результатов для удовлетворения чьего-то научного тщеславия.
А больше всего я против борьбы с покойниками. По-моему, переименовать надо одного только Жука имени Гитлера, да и то лишь из соображений охраны окружающей среды. Дело в том, что поклонники фюрера переловили на сувениры почти всех этих жуков и даже ограбили энтомологические коллекции. Впрочем, переименование вряд ли поможет. Теперь уже жука этого в покое не оставят.

Однако все мои претензии относятся к первым главам книги, потом автор рассказал о действительно возмутительных случаях преступлений против научной и человеческой этики. Тут и коварный убийца собачек и лошадок Эдисон, и вероломный Вестингауз, и дубинноголовый "народный академик" Лысенко, и ещё много-много более или менее отвратительных персонажей. Скучно точно не будет.

Единственный вопрос к автору -- множество мелких перепутаниц:

Миллионы миллионов лет назад внутренняя территория Северной Америки представляла собой гигантское море

Видимо, с точки зрения американца, его страна на два порядка величины старше вселенной...

Ярчайшая же несуразность, бесспорно, вот эта:

Ахилл скоро встретится с Аяксом на поле битвы.

(Речь идёт о тех самых конкурирующих палеонтологах -- о Марше и Коупе.)
Жаль, что Сэм Кин не сверился с Гомером хотя бы по Википедии. Оба -- и Ахилл, и Аякс -- ахейцы. На поле битвы они не встречались. Очевидно, автор перепутал Аякса с Гектором...

Но в целом книга сто́ящая. Автор предоставил возможность в очередной раз подумать об этике вообще и об этике науки в частности.

Комментарии


"Лучший" пример современной повестки в научно-популярных текстах я встретил недавно в книге про кости. В одном эпизоде там автор рассказывает про асфальтовое озеро, в котором сохранилось много древних костей. В том числе нашли человечески кости, которые определили как женские. То ли утонула там, то ли похоронена была - неважно. Меня привлекло следующее размышление. Автор пишет, что мы не можем знать, считала ли себя эта женщина женщиной. А потому использовать слово женщина некорректно. Но называть как-то ведь надо. Потому автор предложил называть ее "остеологической женщиной", то есть женщиной в соответствии с костями, а не в целом.
Я совсем не против, чтобы кто угодно называл себя как угодно. Но зачем к костям, которым много тысяч лет, те же стандарты применять?


Я всецело за то, чтобы считать человека таким, каким он-она-оно сам-сама-само хочет, чтобы его-её-его считали, -- это с одной стороны. С другой стороны, я также и за то, чтобы и моё мнение принимали во внимание, т.е. чтобы я имел право считать кого угодно тем, кем лично я хочу его считать...
Не уверен, что эти две стороны проблемы можно как-то примирить. Главное -- чтобы мы все на этой почве не передрались :)

А с теми костями как раз всё просто. Они принадлежали вагиносодержавшей феминоамериканке :)))