Больше рецензий
21 декабря 2023 г. 23:51
543
3
РецензияТяжёлый роман о том, что зависть и жестокость сильнее любви. Эта история не оставит вам надежды...
В основе трагедии - любовный треугольник, в котором двое обожают друг друга (Ася и Симагин), а третий - лишний (Вербицкий).
Невостребованность писательских возможностей "лишнего" вкупе с чувством собственного превосходства над окружающими толкают его на подлый поступок. Зачем он пошёл на это?
Вербицкий - лицемер, потому что называет страну, в которой живет, "несуразным государством", сделавшим "красавиц проститутками". При этом по блату добывает прозапас парные контрамарки, хотя сам еще не знает, с кем будет посещать театр. Страдает от необходимости писать для широких масс, а душа тяготеет к чему-то высокому, чего серой массе обывателей, им презираемых, не суждено оценить в силу своей убогости. Пишет и для детского журнала, но стыдится этого, называя работы "фитюльками" и прячась за псевдонимом.
И всё же Вербицкому грех жаловаться: дома установлен городской телефон, чем не может похвастаться ученый-изобретатель Симагин, а в баре "много чего, помимо минералки", посещает "до тошноты знакомое кафе" и может позволить себе время от времени завести любовницу.
И вот этот любитель комфортной жизни отправляется к своему школьному товарищу. Он хочет успокоить себя тем, что тот живёт не лучше него. По дороге он морщится и прячется от тёплого дождя под зонтом, привезённым ему из ФРГ, а через пару часов будет доказывать Симагину, что изобретение его бесполезно, потому что способно облегчить жизнь. Это неправильно, уверяет Вербицкий, ведь человек должен страдать. Что сказать, средство от страданий - а именно над этим работает учёный - это вам не белая бумага из Литфонда. Вот ее-то Вербицкий готов клянчить, хоть это "до тошноты унизительно".
Ася понимает, что гость к ним пожаловал не с добрыми намерениями и демонстрирует свое отношения к нему открыто и честно, чем, фактически, подписывает смертный приговор семейному счастью. Вербицкий не может простить Симагину не только его успехов в науке, но и боготворения женщиной. Симагин стоит на недосягаемом для Вербицкого пьедестале и зависть с обидой душат его.
А завидовать, действительно, есть чему. Любовь Аси к Симагину безусловна и жертвенна настолько, что она принимает и прощает его измену. Некоторые читатели обвиняют Асю в том, что в отношениях с Симагиным она забывает себя и подчиняет свою жизнь ему. Симагина называют эгоистом, который хорошо устроился, выбрав "удобную" спутницу. Я не согласна с ними, ведь он - Гений! Любить гения - значит жертвовать и служить. Мало ли мы знаем реальных примеров из жизни? Вспомните Анну Григорьевну Достоевскую, которая стала для мужа не только женой, но и матерью, издателем, спасителем - всем. Симагин - такой же Гений, но от науки. Сложно представить, в каких высотах он витает, о каких материях размышляет, какие планы вселенского масштаба вынашивает в своей голове, а мы хотим, чтобы он ещё и не забыл вовремя вернуться домой к ужину?.. У Аси был год на раздумья, поэтому её решение остаться с Симагиным взвешенное и трезвое. Она решила посвятить свою жизнь служению великому мужу.
Вербицкий подавлен увиденным. Это он должен быть знаменитым, его должны боготворить и любить, а не этого нелепого Симагина, которому он, так уж и быть, позволял с собою когда-то дружить.
Момент, когда Вербицкий приходит к Асе и начинает воплощать в жизнь свой чудовищный план мести, прописан буквально по секундам. Ты с ужасом наблюдаешь, как происходит изнасилование души и это невероятно больно. После этого действа остаётся только следить за тем, как рушится счастье - по кирпичику до самого основания.
Книга меня опустошила и отчасти возмутила тем, что автор смакует боль, по капле наносимую героям. А мне такое препарирование чувст не по душе. Как будто хирург без наркоза проводит операцию, максимально растягивая процесс и подробно объясняя присутствующим свои действия.
Вызвало раздражение типичное описание унылого быта советской семьи: стирка- штопка трусов- штанов; зарплата, отбираемая женой, чтобы накопить на мебель; "затхлость укатанной погибели" - забористый набор штампов. Что ж, да, бывали, знавали, и на мебель, да, копили, но с моралью было всё в порядке.
В целом, текст романа не лёгкий. Прочитать в один присест не получилось, возможно потому, что мне не близка по духу и не интересна советская фантастика: она часто замешана на политике и социальных проблемах в обществе. Вот и здесь городская интеллигенция страдает и томится. Ей тесно творить в рамках ограничивающей её советской цензуры. По всей видимости, этим автор и объясняет наличие у Вербицкого синдрома длительного унижения (СДУ) , обнаруженного Симагиным. Тут и вспоминается странное поведение Вербицкого, благоговейно целующего слово "помоч" на листке с отказом редактора. В сравнении с алкоголизмом Ляпишева или приспособленчеством Сашеньки Вербицкий, безусловно, страдает самой страшной формой синдрома, потому что разрушает счастье людей.
Что хотел сказать автор? Ведь не любовный же роман он написал. Для меня смысл книги таков: страна, ограничивая свободу самовыражения, превращает людей в уродов. Тема, почему ограничения негативно сказываются только на части общества, в нашем случае, на пишущей братии, а другая часть в лице учёных может творить во всю мощь своих возможностей, для меня осталась не раскрытой. А потому позволю возразить автору словами его же персонажа: "Легко ругать Россию. Да только если ты не сволочь, Россия тебя сволочью не сделает".