Больше рецензий

Я Лена (Elbook)

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 декабря 2023 г. 01:34

99

3.5 Без заголовка сегодня

Ох, в каком же предвкушении была я, когда покупала трехтомник Образы Италии.
Я люблю путешествия по Италии, не скажу, что была много раз, но все же что-то удалось посмотреть, поэтому от Муратова ждала «собеседника», «соседа по купе», «товарища», кого-то, кто был бы со мной на одной волне, а моя волна относительно Италии - это Ренессанс в первую очередь, ждала кого-то, кто проложил бы мост от моих любимых мест, моих впечатлений и ощущений к настоящим структурированным знаниям. И тут начинается ….
…смесь культурологических повествований о греческой мифологии, богах вперемежку с историей Древней Греции, долинах Кампаниьи с ее деревьями, запахами, травинками, руинами с бесконечными охами и вздохами по этой красоте. А стиль повествования лавирует между художественным касательно природы и сухим документальным, если речь заходит об антиках и Византии.

Безусловно, Образы Италии - это большой труд, очевидно, что Автор был очень глубоко в теме, много путешествовал и исследовал тему Италии. НО. Это читать не просто. Это похоже временами на походный дневник, а временами, автор вроде углубляется в тему, рассказывая полноценную историю, например о королеве Швеции и тут становится интересно, но это только временами. В основном, это нескончаемый поток фраз, в каждой из которых встречаются новые и новые названия, имена богов, события, касающиеся античных времен, византийские и древнегреческие притчи, и чтение данной книги подразумевает, что вы во всем этом плаваете как рыба в воде. Я не плаваю. Поэтому мне было во многом тяжко.

Ибо что такое миф, как не просветление мира, не освобождение духовного существа всех материальных вещей и явлений. Идея всегда готова отделиться от них и взлететь, как Пегас, который рождается из крови Медузы, обезглавленной Персеем на одной из метоп древнейшего селинунтского хра-ма. Этот неумело вырубленный герой положительно кажется настоящим героем ранней греческой весны. Его победа - это первая победа греческого гения, светлого и текучего, как те пламенные языки, которые некогда снизошли на апостолов.

Иногда встречается критика, например, переустройству Рима в конце 18-19 веков. Не угодило Муратову одно из моих любимых современных (неоклассицизм) зданий - Здание юстиции. Теперь знаю, что любоваться им - дурной тон…

За Навоной и прелестным портиком Санта-Мария-делла-Паче лежит столь же мало искаженный современностью рионе Понте, получивший свое имя от главного моста папского Рима, Понте Сант-Анджело. Несколько значительных улиц сходилось у этого моста: Тординона, Коронари, Говерно Векко, Банки Нуви. То был шумный квартал деловых и денежных людей чинкве. ченто. Здесь жили кардиналы, банкиры, иностранные послы и знатные гости Павла ШШ и Пия IV. Содержатели гостиниц, законники, менялы, куртизанки, живописцы, архитекторы и ювелиры селились тогда вокруг монументальных дворцов Ланчелотти и Чиччапорчи. Бенвенуто Челлини держал на одной из этих улиц свою «боттегу», и недалеко от него в одном из расписанных по фасаду домов обитала знаменитая куртизанка Империя. О другой куртизанке память сохранилась до сих пор в названии Пьяцца Фьяметта, расположенной между улицами Тординона и Коронари. Первая из этих улиц исчезла вовсе, чтобы дать место пустынной и некрасивой набережной нового Рима. И ради нового моста, открывающего безрадостную перспективу Дворца юстиции, разрушена часть характернейшего квартала Орсо, известного старинной и славной некогда гостиницей того же наименования, упавшей ныне до степени маленькой провинциальной «локанды».

А про античные скульптуры и вовсе говорит, что они должны лежать и доживать свой век в земле, а не храниться в музее, представая взору туристов. (Странное отношение у Муратова к музейному делу).

Он был счастливее нас, Рим не опустел еще тогда ради того, чтобы наполнились музеи. Руины Рима были менее известны, но зато сохраняли еще многое из найденных в их стенах древностей…

…Можно только мечтать, что когда-нибудь все найденные на Форуме и Па-латине рельефы и статуи вернутся сюда из музеев Рима и Неаполя. Когда-нибудь люди поймут, что для античного лучше честное умирание от времени и от руки природы, чем летаргический сон в музее.

Мое отношение к книге было похоже на электрокардиограмму, временами даже хотелось бросить, но вдруг появлялись островки, которые буквально магнитили мое внимание.

Затем снова погружалась в сплошное тягучее повидло субъективных авторских интересов в искусстве, культуре, истории и бесконечных эмоций относительно пиний, солнца и неба, совершенно не помогающие раскрыть картину жизни или туристического пребывания в Италии, как мне показалось, что и было бы целью книги, но эта цель не достигнута, а возможно и сама цель иная у Автора. Я ждала другого. У меня было огромное предвкушение - читать эту книгу перед поездкой в Рим, я предполагала найти для себя что-то «вкусное».

Моя скука немного развеялась в главах о Высоком возрождении и Барокко. Этот период я обожаю. Но создалось впечатление, что Автор хорошенько изучил Вёльфлина и во многом тут ссылается или цитирует его.

Понравилась глава о королеве Кристине Шведской. Теперь хочется почитать и узнать за что же эту светскую львицу, любящую бесконечные увеселения похоронили аж в самом Соборе Св. Петра, должны же быть какие-то добродетели. Еще понравилась глава о Пиранези, но это было очень коротко. А мне хочется больше о нем, нежели о римских пиниях или тропинках в Лациуме.

В следующем разделе Лациум меня заинтересовала история монаха Святого Бенедикта, но опять- то, что как раз мне интересно, автор пишет коротко. Что ж, спасибо и на этом, такие информационные кусочки воспринимаю за векторы к дальнейшему изучению. Несколько деревушек все ж я поставила в свой wish list.

Интересно было читать про Неаполь, может быть потому что я там не была, и мне было интересно каждое слово, да и описание Неапольских улиц живое, жизненное, настоящее.
И спасибо за знакомство с Пульчинеллой!

А читая про Салерно, я очень ждала историю об его Соборе, где находится могила (мощи) Св Матвея, и каково было разочарование- всего несколько строк, посвятил Муратов в целом всему Собору, а там, поверьте, есть что посмотреть и о чем рассказать. Салерно хоть и маленький городок, но его Кафедральный Собор достоин больше, чем пол абзаца описания. Ну как так, господин Муратов?! А уж красота мозаики и всяких украшательств этого собора, а так же фресок и изображений Святых должны быть вынесены в отдельное описание… зато про апельсиновые сады на Сицилии автор не скупится. Хотя в целом, мне понравилось про Сицилию, особенно относительно арабского периода Сицилии и «отвоевания» ее у арабов в 10 веке. Заложила себе в must read 2 книги про норманнов, тем более Сицилия влюбила меня в себя с первого визита.

В общем книга не рассчитана на широкий круг читателей, вернее я не понимаю на кого она рассчитана, должно быть на культурологов и искусствоведов. Моего уровня не хватает, чтоб рассыпаться восторгами о ней. Нужно многое изучить, чтобы вновь прочитать данный том и записать Муратова в свои любимые авторы.

К концу сложилось впечатление, что Муратову духовно ближе эпоха античности, нежели более близкое к нам время Ренессанса и барокко. Наверное, я ещё «не доросла» до глубокой античности, надеюсь, все впереди.

Из положительного- после Муратова теперь хочу прочитать Вёльфлина и взгляд Стендаля на Рим, хоть это и было коммерческое предприятие - его путеводитель по Риму, но иногда из таких вещей черпаешь больше, чем от умных восторгов культурологов.

У меня ещё 2 Тома из этой серии, даже не знаю как к ним приступать после прочитанного Римского тома, но тешусь надеждой, что Флоренция будет насыщенна больше Возрождением, нежели антиками.

На меня возложена миссия «спасти книгу, написав рецензию», а выходит, я топлю ее. При всем уважении к образованности автора, его глубоким познаниям античной культуры, все ж я не получила на все 100 того, что искала и временами было сложно пробиваться сквозь имена богов и племен. И если б была возможность поставить «четыре с минусом», то предпочла бы это. А так- 3,5.

Издание красивое и иллюстрации пытаются держать вас на плаву, но они составлены без привязки к тексту, что опять же является минусом.

Спаси книгу-напиши рецензию
Флешмоб ''Нон-фикшн''
Книжная полка

Комментарии


Здравствуйте! Да, все современники восхищались этим произведением, а мне как-то не зашло, как и вам, насколько я понял.


Добрый вечер,

не зашло. Но у меня еще 2 тома, придется осилить. С Флоренцией попробую ход конем- сначала прочитаю, потом скатаю туда. Может так получится)))