Больше рецензий

18 декабря 2023 г. 09:56

225

5

Первое знакомство с современным российским автором Андреем Рубановым прошло весьма успешно. Роман понравился.

Рассказать в общих чертах сюжет и при этом ничего не проспойлерить - сложновато. Ключевой момент романа открывается примерно в середине, но если знать о нем, берясь за книгу, то не так интересно будет читать. Могу только сказать, что здесь в центре повествования деревянные скульптуры святых, которые в петровские времена стали массово выносить из храмов и уничтожать как пережиток языческих верований. Многие эти изваяния, до того как стали изображениями христианских святых, действительно были языческими истуканами. За многие сотни лет деревянные фигуры впитали в себя молитвы, чаяния, веру тысяч людей, приходивших к ним с надеждами и просьбами. И потому даже после массового уничтожения не могли просто кануть в Лету: молитвенная энергия и какая-то большая невыразимая сила способны вернуть их к жизни. Но что такое оживший истукан, есть ли ему место в мире живых людей, способен ли он чувствовать, думать, молиться, да и нужно ли вообще оживлять дерево - на эти вопросы есть ответы в романе.

Книга читается чрезвычайно легко и интересно. Здесь есть и о чем попереживать, и о чем просто задуматься. С одной стороны это фантастический сюжет, увлекающий воображение, с другой - размышление о нашей истории, об исконных человеческих свойствах, о самоопределении. Тут есть, как сейчас говорят, вайбы сюжета о Големе, Франкенштейне, хотя и без европейской нуарности, есть отзвуки старообрядчества, славянской мифологии (спасибо автору за то, что не транслирует бездумно всяческий родноверческий новодел, а честно признает, что о славянском язычестве мы почти ничего не знаем достоверно). Ведущее чувство книги, как по мне - грусть. Но грусть светлая, не безысходная, потому что над всей историей - романной и реальной человеческой - есть Кто-то, с мудростью и любовью взирающий на нас, живых и деревянных, добрых и злых, способный воскресить самого мертвого из мертвых.