Больше рецензий

JewishGirl

Эксперт

по еврейским книжечкам всех мастей

14 декабря 2023 г. 00:34

144

5 «Женский клуб» двигает на пьедестале «Неортодоксальную» :)

Увлекательная история о молодой женщине, переехавшей, после потери супруга, в соблюдающий еврейский райончик Мемфиса, вместе с маленькой дочкой. Ее попытки приспособиться к новой жизни и непривычному обществу, а также отношение местных «старожил» к новоприбывшей даме составляют основу сюжета.

Автор также затрагивает отношения между родителями и детьми, особенно в контексте уважения и доверия, поднимает тему места и статуса женщины в обществе и семье, тему личной жизни в смысле ее приватности, ну и, разумеется, изобилует разнообразными отсылками к традиционным, культурно-бытовым и религиозным особенностям. Это уже, я так думаю, на индивидуальную «переносимость».
Отмечу приятный слог, благодаря которому произведение читается легко. Описание праздников и разнообразных блюд - отдельная радость)

Необычной показалась форма повествования, идущая от первого лица множественного числа. Мы! Это звучит гордо, не так ли?))
С помощью данного писательского приема можно узреть во всей красе противопоставление «нас», правильной, понятной и привычной общинной жизни, с «ней», чужеродной женщиной по имени Батшева, которая и правил-то не знает, а если знает, то неправильно соблюдает, а если старается соблюдать правильно, то все равно все выходит не так.

Если вы думаете, что данный роман - попытка «наехать» на еврейскую общину или Иудаизм, то, смею поспорить. Мне здесь видится лишь критика укоренившихся предрассудков, осуждение нежелания людей критически мыслить и параноидального недоверия ко всему отличному от привычного. Автор затрагивает реально существующие проблемы, но делает это без попыток уничижить культуру/религию/образ жизни. В этом кстати, большое отличие «Женского клуба» от «Неортодоксальной».

Есть над чем подумать. С одной стороны, архаичный и сплоченный образ жизни таких сообществ позволяет сберечь индивидуализм, культурные особенности и традиции, которые всегда интересны хотя бы с исторической точки зрения. С другой стороны, в необоснованной подозрительности к «чужакам», в неготовности воспринять мировоззрение иного толка кроется большой недостаток подобных систем. Тут мне сразу приходит на ум отдаленная деревня инуитов (одна из коренных малочисленных народностей в Северной Америке). Эта деревня расположена в далеком уединенном и живописном месте, она прекрасна на вид, но в нее невозможно въехать на долгосрочной основе, если только вы не готовы подписать контракт с драконовским набором самых разных свод и правил… Противопоставить такой деревушке можно, скажем, Венецию, где туристы уже давно превалируют над местными жителями, обычаи которых становятся предметом веселья, карикатурно изображаясь на потеху посетителям. В данном случае у местного общества есть все риски потерять свою уникальность и аутентичность. Так каким же образом количественно небольшим сообществам адаптироваться к меняющимся временам и окружающему миру?

Честно говоря, у меня периодически возникало чувство нереальности. Зная всю эту кухню изнутри, мне с трудом верится, что в такую закрытую, обособленную общину, вот так запросто может приехать новый человек, и его примут с распростертыми объятиями. Новенькому жителю без рекомендаций или хотя бы знакомств просто не сдадут никакого жилья в религиозном районе, а местные жители уж точно не побегут сломя голову, да прихватив шаббатние снеди, знакомиться с новоприбывшим. Ну либо южные Штаты - это совсем уникальное место, где такие выкрутасы в порядке вещей.

В целом, книга была мне интересна. Думаю, она придется по душе тем, кто получает удовольствие от изучения традиций разных народностей, ну и тем, кого не коробит тема религиозности. Здесь она подана довольно лаконично, больше в контексте культуры чем непосредственно культа.

Послесловие. Прошел не один год с тех пор, как я покинула подобную общину, но книги и истории такого рода до сих пор являются для меня бесперебойным поставщиком триггеров и катализатором ярчайших флешбеков)