Больше рецензий

russell67

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

12 июля 2014 г. 01:31

144

5

Итак, четвертый том Войны и Мир отложен в сторону, а в голове происходит процесс осмысления всего романа. Для начала, поговорим о 4 томе, а потом и обо всем романе в целом. Четвертый том стоит поделить на два раздела: сюжетные линии героев и философия Льва Николаевича Толстого. Причем, последней части в последнем томе отведена ключевая роль.
Если рассматривать первую линию , то она вполне логична. Толстой в прямом смысле сводит концы с концами. И в большинстве случаев в этом ему помагает Андрей Болконский. Собственно поэтому умирает он долго и весьма болезненно. В принципе, у Толстого есть выбор с кем оставить Наташу: убить Андерея Болконского ( всё для этого уже приготовлено) или Пьера Безухова ( он в плену и готовится казнь). Спрашивается какая смерть автору более выгодна? Помимо любовной линии, Толстой должен изобразить образ простого человека, который приводит Россию к победе над Наполеоном. В обоих персонажах заложены все черты русского мужика и путь переосмысления пройден. Но... заметно вкрадывается линия Николая Ростова и княжны Марьи, любовь которых зарождается еще в 3 томе весьма авантюрным образом. Если Андрей выживает и остается с Наташей, Марья уже не может выйти замуж за Николая и у Сони появляется ее единственный шанс на любовь. Доказательство тому, рассуждения Сони в определенном отрывке романа. А в случае брака Сони и Николая финансовое положение Ростовых окончательно будет разрушено. Так что смерть Болконского выводит на финишную прямую сразу несколько линий. При этом Толстой совершенно волшебным образом описывает смерть Андрея, вставляя в его жизненные итоги философию человеколюбия, которая является жизненным кредом княжны Марьи. Это же событие выводит образ наташи на абсолютно новый уровень, сближает ее с Марьей и впоследствии в сцене сватовства Наташи с Пьером вводит важное, на мой взгляд, для Толстого определения счастья через любовь к собственной жизни.
И образ смерти во сне, переходящий в последний путь Болконского - довольно красочное и точное определение смерти Толстого.
Таким образом, главным героем, которого хочет видеть в финале автор становится Пьер. Именно он вместе с Наташей составит компанию чите Николая и Марьи. Сразу скажу, что на протяжении всей саги мне нравился именно Николай Ростов и ,насколько я понял в конце ,неслучайно. Все мы помним сюжет. Толстой очень эмоционально и красочно описывает казнь поджигателей на Новодевичьем кладбище . Расстрел и спасение Пьера Безухова. После этого начинаются долгие злоключения Пьера в плену и , главным образом, его знакомство с Платоном Каратаевым. Образ Платона не произвел на меня первым делом никакого особого впечатления. Хотя в школьные годы нам особо акцентировали внимание на сей персонаж. Понятно, что герой и его сказ об самопожертвовании купца , которого подставили настоящие разбойники, есть продолжение его теории о человеколюбии и самопожертвовании. Далее в своих философских рассуждениях Толстой рассуждает об теории пропорции свободы и необходимости в пользу последнего термина. И далее приводит пример оправдывающий настоящих убийц тем, что их поступки были совершены под " необходимостью обстоятельств" . Они менее виноваты так как обремены условиями, побудившими их на данный поступок. Так рассуждает Толстой.
В свою очередь. Платон Каратаев это не просто образ русского кулака. Это простой человек, который плывет по течению . Не имеющий никаких потребностей. Именно он ,в то время как французы сражаются саблями, берет в руки знаменитую русскую дубину и вершит историю нашей страны. Тут тоже вспоминается классификация военной структуры , выстроенной на подобие математического конуса. Толстой очень любит вставлять термины из естественных наук. Выводы к которым он приходит настолько логичны - насколько банальны: 1) самопожертвования отдельных героев ( будь то войско Безухова и прочее) пользы никакой не приносят, а плывущий по течению, например Николай Ростов и вершит историю , спасая Россию. 2) его конус делится на две части: солдаты, которым приказывают и военная верхушка, которая приказывает. Соответственно, первая категория работает руками, но не несет никакой ответственности за содеяное , вторая же работает языком, но несет полную ответственность за свои собственные приказы. И после долгих логичных, но длинных рассуждений, философ Толстой приходит к выводу, что поведение общественного движения и его причины характеризует только взаимодействие всей структуры : и командир, и простой человек. Далее Толстой двигая нас по коридорам нашего мозга пытается логично объяснить взаимоотношения государя и массы людей. Причины, по которым они передают власть своему лидеру. Какие условия он должен исполнить народу? Далее вводится термин власти и Толстой углубляется в философскую разницу между обязанностями и свободой, мастерски опровергая всякий смысл последнего термина.
Вот , тем самым мы и углубились в философскую часть романа, которой Толстой посветил последнюю часть эпилога романа.
Пару слов стоит сказать о завершении войны 12 года , Наполеоне , Кутузове и Александре.
Толстой вводит в тексте термин дифференциал истории:

Военная задача Л.Н. Толстого в романе Война и Мир:
"В военном деле сила войска есть также произведение из массы на что то такое, на какое - то неизвестное X .
Военная наука, видя в истории бесчисленное количество примеров того, что масса войск не совпадает с силой, что малые отряды побеждают большие, смутно признает существование этого неизвестного множителя и старается отыскать его то в геометрическом построении, то в вооружении, то - самое обыкновенное- в гениальности полководцев. Но подстановление всех этих значений множителя не доставляет результатов, согласных с историческими фактами.
А между тем стоит только отрешиться от установившегося, в угоду героям, ложного взгляда на действительность распоряжений высших властей во время войны для того, чтобы отыскать этот неизвестный X .
X- это есть дух войска, то есть большее или меньшее желание драться и подвергать себя опасностям всех людей, составляющих войско, совершенно независимо от того, дерутся ли люди под командой гениев или не гениев, в трех или двух линиях, дубинами или ружьями, стреляющими тридцать раз минуту. Люди, имеющие наибольшее желание драться, всегда поставят себя в наивыгоднейшие условия для драки.
Дух войска - есть множитель на массу, дающий произведение силы. Определить и выразить значение духа войска, этого неизвестного множителя, есть задача науки."

Таким оригинальным образом, он в очередной раз заостряет наше внимание на ключевой роли народа в истории данного сражения. Именно Кутузов, по мнению автора, единственный оценил и использовал данную особенность в победе над Наполеоном.
Так же примечательно, что на финальном отрезке его многие осуждали. Не простили ему ни пожар в Москве, ни либеральное действие под Смоленском , когда русская армия вытесняла французов.
Толстой отмечает в последствии, что каждый исторический персонаж выполняет свою функцию, являясь механизмом в структуре , и после уходит. Кутузов спасал Россию, а ответный удар произвел Александр. В силу этого, как пишет Толстой после спасения Москвы Кутузову ничего не остается , как умереть . Его функция выполнена. Что и происходит...
Опять же в своей философии Толстой логически наводит нас на следующую мысль: историк ошибается, когда говорит что случай и гений вершат историю. Случайностей не бывает, а гением, по его мнению, может стать каждый в толпе, если думать начнет. В качестве аргумента автор приводит ряд случайностей, которые довели Наполеона до власти и прямо в Москву, а потом изгнали его со страниц мировой истории навечно. В эту минуту началась роль Александра.
Помимо описанных персонажей, наконец мы снова увидели Петю Ростова. Это, до внутреннего изнеможения, трогательный персонаж. Его поступки и манера разговора трогает до глубины души. Но персонаж обречен с первой минуты. Хотя нет. Для меня он был обречен, еще практически задавленный в толпе в ожидании государя в 3 томе. Здесь же он, как пчела в предвкушении меда, скачет с упорством на пулю француза. Даже в какой то момент с досадой опаздывает навстречу, но достигает в финале встречи со смертью своей.
Ну и финал. Проходит несколько лет и мы становимся свидетелями взаимоотношений четы Ростовых и новых Болконских. Толстой ,как прекрасный литературный психолог, преподносит образ каждого и что же мы видим? Сильные изменения в характере Наташи Ростовой. Толстой наконец довел образ русской женщины, которую он хотел нам показать. Она осуждает свет, не интересуется городской жизнью и создает семейный очаг. Она манипулирует в своей жизни Пьером: с одной стороны создает идеальные условия для семейной жизни и предсказывает его движения, а с другой не отпускает за пределы семейного очага.
Но, как дальше мы видим, бесхарактерному Пьеру это только на пользу. Так что те главные образы, которые Толстой доводит до нас, весьма гармонично ему удались.
Теперь поговорим о княжне Марье и Николае Ростове. Николай Ростов , снова замечу, мой любимый персонаж и я не устаю им восхищаться. Описание его рабочих отношений с крестьянами. Как настоящий хозяин , герой воспитывает и дрессирует крестьян, а с другой любит так сильно, что ставит их для себя выше дворян . Именно за любовь, требовательность и характер его русский мужик и любит. Настоящий хозяин!
Их взаимоотношения не похожи на Наташины с Пьером. Николай Ростов слишком мощный кулак. У него весьма странное понятие любви. Когда княжна спрашивает его любит ли он ее, он говорит что не любит. Что он как палец на руке. Неважно что есть, а отрезать как жалко. Он , как и Пьер, постоянно работает над собой. Но совсем по другому. Если Пьер ходит, погруженный в мысли Руссо, Николаю некогда. Он занимается делом. За что его осуждает Пьер , утверждая что он только играет с науками и не понимает их смысла. В конечном итоге два этих фланга, если хотите , сталкиваются в финале романа. Пьер приезжает и рассказывает за ужином свои планы по созданию тайного общества против правительства . План, который Николай Ростов принимает в штыки. Ну собственно дальше идет логическое выяснение отношений и финальная моральная речь от Толстого.
В финале хочется обратить внимание на двух персонажей. Младшего сына Болконского, который поддерживает сторону Пьера и его заключительный сон, который полностью иллюстрирует нам позицию и цели данной стороны общества.
И вопрос Наташи, обращенного к Пьеру. Поддержал бы его явно революционерские идеи его лучший друг Платон Каратаев. И ответ: поддержал бы или ничего не понял. А потом: нет, не поддержал бы . Он бы поддержал образ домашнего очага нашей семьи...

Вот такая вот длинная рецензия у меня получилась. Роман такой многослойный, что хочется еще многое выразить и написать. Толстой прекрасно выводит роль партизанов в русской войне. Задает верные исторические вопросы. Приводит классификацию историков , и высказывает свои замечании к каждому упомянутому сословию. Мне было интересно читать про историков культуры, их недостатки, научных историков и более общих.
Роман оставляет сильное впечатление по многим причинам. Даже если мы отбросим сюжет, язык и философию Толстого , так хочется отметить манеру изложения текста автором. Толстой показывает всевозможные стили письма и , как говорится, подходы к снаряду. Так что помимо прочего, данный роман прекрасный пример , заставляющий невольно учиться , как пишется настоящая литература!
Книга отражает все сферы русской жизни в России. Как читатель, я будто прожил в книге целую жизнь. И что напоследок хочу я отметить, это одна из немногих книг, которая постоянно при чтении влияет на работу Вашего мозга. Чтение Войны м Мир - это ежесекундная умственная работа, приносящая ни с чем не сравненное удовольствие. Мне думается это идеальное определение слова - Шедевр!

Комментарии


Дочитано, молодец) Обожаю "Войну и мир", как и другие произведения автора, но с этим связаны были определённые воспоминания.


Это безусловно лучший роман и в русской , и в мировой литературе! Как жалко, что немногие дочитывают его до конца. Правда, я лично считаю, что читать его нужно именно в зрелом возрасте. Сейчас многое понимаешь совсем по другому. И по таким произведениям так интересно писать рецензии. При вчерашнем анализе многое для себя переосмыслил!