Больше рецензий

5 декабря 2023 г. 16:16

474

5 Иван Гончаров "Обрыв"

Не верьте тому, кто говорит, что русская классическая литература скучна и депрессивна.
«Обрыв» - роман Ивана Александровича Гончарова, законченный в 1869 году, завершающая часть трилогии, в которую входят «Обыкновенная история» и «Обломов».
Главный герой романа Борис Павлович Райский, молодой человек лет 35.
После завершения учёбы в университете и недолгой армейской службы он ведёт довольно праздную жизнь вольного художника: посещает всевозможные собрания и кружки, намного пишет картины, немного музицирует, пытается сочинять роман о жизни.
Оплачивается эта праздность за счет небольшого имения на Волге, делами которого Райский не интересуется и воспринимает как должное.
С первых страниц Райский вызвал у меня очень противоречивые, большей частью негативные чувства: очень легкомысленный человек, ветреный, хватается за все подряд, но ничего не доводит до конца, имея несомненную искру таланта, губит его ленью и праздностью. Проповедует очень для меня странные взгляды о том, что только страсть является залогом истинной жизни, панацеей от застоя, что только сгорая в ее горниле, можно жить по-настоящему. Райский безуспешно пытается разжечь страсть в своей кузине, но при этом подлинную страсть девушки, любящей его, не смог заметить, упустил то, что дается не каждому, а заметил и осознал, как это бывает, слишком поздно.
Ничего не меняется и по приезду героя в свое родовое имение – те же пустые слова, громкие выражения, позерство, все наносное, фальшивое. В этот момент Райский вызывал очень сильное чувство раздражения, хотелось, чтобы хоть кто-то осадил его, пусть даже причинив боль его самолюбию. Особенно задела легкость, с которой главный герой отказывается от своих прав на имение, понимаю возмущение бабушки, вложившей душу и сердце в это имение.
Для этого героя жизнь – это в первую очередь страсть, которая должна сделать жизнь яркой, наполненной, стремительно и бурно несущейся вперед. Этакая красивая картинка, которая разбивается вдребезги, когда герой сталкивается с этой сильнейшей и темной стороной жизни – с подлинной страстью. И в этот момент герой преображается. Подойдя к краю обрыва, столкнувшись с истинной страстью, той, что разрушает все на своем пути, он оказывается способен не только удержаться на краю обрыва, но и удержать, спасти своих самых близких людей – Веру и бабушку.
Но я все же считаю главным героем романа бабушку, Татьяну Марковну – опору для всех, центр и смысл жизни семьи, воплощение мудрости и силы, которая раскрывается в дни тяжелых испытаний, скрывает, спасает в своих объятиях детей своих, прощает их, дает им защиту. «За ним все стояли и горячо звали к себе — его три фигуры: его Вера, его Марфенька, бабушка. А за ними стояла и сильнее их влекла его к себе — еще другая, исполинская фигура, другая великая "бабушка" — Россия».
«Такую великую силу — стоять под ударом грома, когда все падает вокруг, — бессознательно, вдруг, как клад найдет, почует в себе русская женщина из народа, когда пламень пожара пожрет ее хижину, добро и детей.
С таким же немым, окаменелым ужасом, как бабушка, как новгородская Марфа, как те царицы и княгини — уходит она прочь, глядя неподвижно на небо, и, не оглянувшись на столп огня и дыма, идет сильными шагами, неся выхваченного из пламени ребенка, ведя дряхлую мать и взглядом и ногой толкая вперед малодушного мужа, когда он, упав, грызя землю, смотрит назад и проклинает пламя...
Она идет, твердо шагая загорелыми ногами, дальше, дальше, не зная, где остановится или упадет, потеряв силу. Она верит, что рядом идет с ней другая сила и несет ее "беду", которую не снесла бы одна!
В открыто смотрящем и ничего не видящем взгляде лежит сила страдать и терпеть. На лице горит во всем блеске красота и величие мученицы. Гром бьет ее, огонь палит, но не убивает женскую силу»

Источник