Больше рецензий

4 декабря 2023 г. 15:05

603

5 часы тикают, а литература пытается остановить мгновение...

«Часы» — роман Майкла Каннингема (1998), за который он получил Пулитцеровскую премию (1999), который был блестяще экранизирован режиссёром Стивеном Долдри (2002), за игру в котором Николь Кидман (Вирджиния Вулф по сюжету) получила своего Оскара. Один из моих любимейших текстов (наравне с «Домом на краю света») у Каннингема — современного американского писателя и гомосексуала, живущего более тридцати лет в Гринвич-Виллидж, в центре Манхеттена. Именно там развиваются события одной из трёх сюжетных линий романа...
картинка AntonKopach-Bystryanskiy
Перед читателем разворачиваются события одного дня трёх разных героинь, которые со стороны не кажутся взаимосвязанными, но по ходу сюжета выясняется, что их жизни экзистенциально пронизывают одни и те же вопросы, а ещё — история написания книги английской писательницы Вирджинии Вулф «Миссис Дэллоуэй» (поэтому советую ознакомиться с этим романом перед чтением Каннингема).

Наши дни. Кларисса Вонг, красиво стареющая дама около 60 лет, редактирует и издаёт современных (зачастую непопулярных) авторов, живёт в фешенебельной части Нью-Йорка с журналисткой из мира селебрити. Она готовит званый ужин в честь своего друга, писателя Ричарда, умирающего от СПИДа. Вспоминает юность, когда она влюбилась в Ричарда, прозвавшего юную Клариссу "миссис Д. (Дэллоуэй)", а тот одновременно завёл знакомство с любовником Луи, с которым потом прожил много лет.

Поэт Ричард написал единственный прозаический текст — странный и трудночитаемый роман, в котором почти ничего не происходит, и где больше времени уделил Клариссе, а не своему бывшему любовнику. Умирающий и путающий реальность с видениями Ричард получил престижную премию, которую сегодня должны ему вручить, и Кларисса идёт к нему с утра с букетом цветов, чтобы предупредить о намеченных событиях.

«Сегодня, думает Кларисса, в людях главным образом ценишь доброту и верность. Остроумие и интеллектуальная глубина, все эти разнообразные проявления гениальности рано или поздно утомляют»

1949 год. Молодая женщина, беременная вторым ребёнком, Лора Браун живёт в Лос-Анджелесе с мужем — пришедшим со Второй мировой красавцем и влюбившим в себя неопытную тогда девушку. Она просыпается и не спешит спуститься в кухню — она зачиталась романом Вирджинии Вулф «Миссис Дэллоуэй» и не может понять, как писательница решилась в итоге покончить с собой. У мужа день рождения и она собирается приготовить идеальный торт, в этом ей поможет маленький Ричи, её сын, который пристально следит за мамой, за каждым её словом и сменой настроения. Лора узнаёт о неизлечимой болезни соседки и решает уехать куда-нибудь и уединиться. Она думает о смерти.

1923 год. Вирджиния Вулф живёт с мужем, издателем и писателем Леонардо, который увёз страдающую мигренью и неким психическим расстройством жену из Лондона в тихий пригородный Ричмонд. Вирджиния просыпается и с утра улавливает вдохновение для написания нового романа. Это будет история про миссис Дэллоуэй, про один день из её жизни, когда она готовит у себя дома приём. Она только оправилась от болезни и выходит из дома в центре Лондона, чтобы купить цветы. Это будет роман без событий, роман про воспоминания и мгновения, встречи с разными людьми, которых героиня встретит по дороге. Вирджиния проживает сложный день, когда нужно подготовиться к приезду сестры, дать поручения на кухне, не смотреть в зеркало, боясь увидеть там совсем незнакомого человека, перепутать реальность с видениями или слуховыми галлюцинациями в виде поющих по-гречески птиц... Роман «Миссис Дэллоуэй» выйдет из печати в 1925-ом и впишет имя авторки в мировую литературу.

Словно переписывая на cвой лад и домысливая известный роман Вулф, написанный в экспериментальной форме — в виде потока сознания героини, Каннингем творит своё произведение о жизни, смерти и творчестве. О бремени и лёгкости прошлого и настоящего. Поочерёдно мы проживаем один день с тремя героинями и их воспоминаниями, одновременно ощущая мимолётность жизни и почти монументальность каждого мгновения из прошлого или проживаемого сейчас, сегодня. Этот небольшой роман Каннингема наполнен поэзией и красотой, а герои и их мысли словно рифмуются друг с другом. Роман превращается в симфонию, где вступают то одни, то другие музыкальные инструменты, создавая гармонию бытия, этого человеческого существования посреди людей и предметов, немыслимого без осознания конечности и смертности — окружающей природы, своих произведений, себя самого...

Я перечитал и одновременно прослушал в аудиоверсии роман Каннингема с огромным эстетическим удовольствием и ностальгическим трепетом. И вам советую.

(В аудиоверсии чтецы: Галина Чигинская, Ирина Патракова, Юлия Бочанова)