Больше рецензий

4 декабря 2023 г. 14:12

43

5 «Я шел сквозь гнет и лай, чтоб вырваться за край...»

"Да, меня вела всегда счастливая звезда сквозь тьму и беспредел.
Да, в игре добра и зла я путал берега, я так того хотел.
Но я шел сквозь гнет и лай, чтоб вырваться за край..."
(Антон "Пух" Павлов, группа F.P.G.).

"Великий спор" о короле Ричарде III (2.10.1452-22.08.1485) длится 500 лет. Кем он был? Двуличным выскочкой и убийцей или образцом добродетели? Кровавым тираном или великодушным правителем? "Уродом, горбатым телом и душой" или отважным и благородным рыцарем? Эти "или" можно продолжать до бесконечности, но не найти золотой середины. В этом и кроется секрет обаяния последнего из Йорков - к нему невозможно остаться равнодушным.
Ричард был сыном войны. Он попросту не знал другой жизни - о мирной старой доброй Англии герцог Глостер, конечно, слышал, но вряд ли представлял себе, что это такое. Его Англия была страной, в которой постоянно шла жестокая борьба за власть и где головы противников выставляли на городских воротах.
Известно, что Ричард не был чрезмерно сентиментален, но о людях, отдавших свои жизни ради победы Йорков, он помнил всегда.
Ричард всегда оставался самым надежным, самым преданным вассалом и союзником Эдуарда IV, ему удалось стать вторым человеком в королевстве, почти независимым правителем Севера. Скорее всего, именно такое положение вещей соответствовало амбициям герцога Глостера - он не был честолюбцем и властолюбцем. Хороший полководец, отличный администратор и управленец, но ему недоставало жестокости, хитрости, изворотливости и цинизма, чтобы добиться успеха в политике... Может быть, Глостер вынужден был совершить государственный переворот: по законам эпохи, вступив в борьбу за регентство, он должен был сражаться до конца. Ричарда не приглашали на трон, ему позволили захватить власть, чтобы избежать беспорядков и, возможно, гражданской войны. Ричард оказался заложником обстоятельств, пошел против совести, но дело было сделано... В архиве города Йорка есть запись: "Король Ричард, милостиво правивший нами в последние годы... был изменнически убит" при Босуорте. Эти слова могли бы стать прекрасной эпитафией. Ричард III погиб как истинный король, и в этом последнем подвиге уже ничего нельзя было изменить.
А когда пришло бессмертие, начался жизненный путь двойника последнего короля Йорка, превратившегося в чудовище из "Исторических хроник" Шекспира. Автор анализирует известные произведения, в которых Ричард выведен злобным уродом (Вергилий, Мор, Шекспир). Король из "культовой фигуры" Войн Роз сначала превратился в ужасного тирана, но постепенно возвращает свое доброе имя. Ведь он просто был сыном эпохи. Ричард III не был монстром, но и ангелом он тоже не был; его действия не вписываются в современные представления о морали, но по меркам XV в. он не сделал ничего вопиюще жестокого. Но все же в образе Ричарда история и драма, факты и мифы переплелись столь причудливо, что очень сложно отделить одно от другого.
К сожалению, есть опечатки и описки, ну да ладно...