Больше рецензий

Taine

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

26 ноября 2023 г. 21:11

397

4.5 Притча о чуме, карантине и политике.

Это было моё первое знакомство с Нобелевским лауреатом Орханом Памуком. И прошло оно, как мне кажется, довольно неплохо, хоть и не идеально. Однако желание почитать ещё что-то из его творчества есть.

Из недостатков: Темп произведения очень медленный. Лично для меня было тяжеловато его слушать, я параллельно читала и слушала ещё две книги, чего обычно стараюсь не делать. Возможно, «Чумные ночи» попали мне не в тот период жизни, и сказался диссонанс между её темпом и моими метаниями с 10 делами одновременно. Постараюсь следующую книгу Орхана Памука прочитать в более уравновешенный период жизни.

Очень много подробностей, которые не имеют особенного влияния на сюжет. Впрочем, они создают особую атмосферу восточной чайханы, где, развалившись на подушках, неспешно, под кальян и турецкий кофе со сладостями, ведётся рассказ. Тут, если получится привыкнуть, начинаешь даже получать какое-то удовольствие. Лично мне это удалось пару раз по вечерам, когда, вымотавшись за день, хотелось отключиться от всех проблем.

Теперь о достоинствах. Не стану много разглагольствовать о том, как досконально и жизненно создан образ никогда не существовавшего острова Мингер и главных действующих лиц – Пакизе-султан, её мужа и прочих. Об этом много уже написали, нет смысла повторяться. То же самое относится и к чуме с карантинными мерами – тему эту обсудили, наверное, все, поскольку вышел роман удивительно своевременно – в разгар пандемии коронавируса. Отмечу только, что читать было интересно даже сейчас, когда о пандемии уже мало кто вспоминает, да и то в нашей стране скорее с ностальгией, чем с ужасом.

Хоть остров Мингер и выдуманный, однако проблемы взаимодействия мусульман и христиан, а также поднимающиеся национально-освободительные движения в Османской империи автор описал вполне себе реальные.

Главным врагом Османского государства, разумеется, был национализм христианских народов - греков, сербов, болгар, армян. Однако на глазах у чиновников распадающейся империи зарождался и национализм мусульман, не являвшихся турками - арабский, курдский, албанский.

Меня поразило то, что мельком, вскользь, но писатель упоминает грядущий геноцид христиан в Османской империи (в этой книге действие происходит в 1901 году, за 14 лет до попытки осман кардинально «решить христианский вопрос»). Тема для Турции весьма болезненная. Признавать эту чёрную страницу своей истории правительство страны категорически отказывается, а граждан, которые открыто выступают за это, преследует и судит. Нужно большое мужество для того, чтобы продолжать жить и творить в Турции и при этом писать о таких неудобных темах.

На примере выдуманного острова Орхан Памук ищет возможности взаимодействия и мирного сосуществования представителей разных религий. Однако большинство политиков в его книге, впрочем, как и в жизни, явно не склонны к такому способу решения проблем. Им гораздо проще изгнать нежелательных людей, и это ещё не самое худшее, как показывают реальные исторические события.

Вообще политические деятели и их особое мышление занимают в книге много места. Не очень приятно, но довольно полезно, как мне кажется, наблюдать за тем, какие вопросы занимают их мысли, и на основе каких факторов они принимают решения. Понравиться вышестоящему начальству или переименовать улицы на новый, постреволюционный, лад для них гораздо важнее, чем спасти людей. Да и в целом живут они по принципу: «Говорим одно, подразумеваем другое, делаем третье и очень удивляемся последствиям». При этом Орхан Памук не делает из политиков каких-то монстров. Вне своей должности они могут быть хорошими людьми, любить, решать обычные проблемы и страдать от тех же трагедий, что и все жители острова.

Сложно назвать историческим роман, в котором и место, и основные действующие лица выдуманы. Хотя взаимосвязей с историей реальной Османской империи начала XX века в книге очень много. Подобные события вполне могли произойти, например, на острове Кипр. В общем, я бы, пожалуй, охарактеризовала «Чумные ночи» как притчу или миф. И оценку ей я ставлю именно как художественному, а не историческому произведению.

Что касается рекомендаций, то тут мне сложно что-то сказать. Восточная литература обладает особенным колоритом. Как мне кажется, несмотря на все различия и в темах, и в речи, и в темпе, книги индийца Амитава Гоша и турка Орхана Памука обладают и неуловимым сходством. Но никакой гарантии того, что ценителям первого понравится второй и наоборот, нет. Думаю, любителям сложных тем «на подумать» однозначно стоит познакомиться с автором, хотя бы чтобы понять, нравится он вам или нет.

Прочитано в рамках Совместных чтений Клуба "Осторожно! Историки!"

А также игры Букливинг от Клуба "Белая Сова"