Больше рецензий

ListiFideliti

Эксперт

В кошачьих искусствах (^• ω •^)

25 ноября 2023 г. 17:59

162

3 Спойлер «Вы вышли на плохую концовку. ... Или нет?»

Текст отзыва — чистое «имхо» и игровой отчёт. Спойлеры.
Второе столкновение с творчеством писательницы оставило впечатление, примерно сходное в первым ( Женщина в черном ). Неспешный темп повествования, при котором какие-то шевеления начнутся только к двадцатой главе из пятидесяти четырёх, в данном случае играет скорее отрицательную роль. И дело даже не в том, что хочется динамики, интриги и других составляющих детективного романа. Скорее, меня смущала общая композиция повествования: несколько сюжетных линий, которые происходят в разное время, порой спойлеря друг друга, а то и весь сюжет целиком, выглядели... несколько уныло и, накладываясь, быстро утомляли. Хотя сама по себе идея преступления, преступник и жертвы вызывают любопытство.

В техническом плане произведение переведено нормальным русским языком. Повествование ведётся от третьего лица в нескольких линиях (в линии преступника — от первого лица). Диалоги сходны с простой повседневной речью, хотя количество повторений термина «нью-эйдж» в какой-то момент начинает раздражать. У романа есть аудио-версия (Алексей Данков [16 ч 07 мин]).

Далее.

В сюжетном плане, читатель оказывается в Лаффертоне, небольшом английском городке, и присоединяется к... ряду разномастных персонажей со своими горестями и радостями: кто-то ушёл из токсичных отношений и отдаёт себя работе, кто-то потерял супруга после тяжёлой болезни и справляется с навалившимся одиночеством, кто-то занимается онко-пациентами, кто-то развешивает уши для лапши из нетрадиционных медицинских (и не очень) практик... Короче говоря, разношёрстная такая компания. И, конечно, в итоге они получают связь: та или иная причастность к расследованию о пропавших женщинах (и собачке).

Нагло повторюсь: раскачка дела и знакомство с персонажами серьёзно затянуто, а из-за своеобразной композиции текста интрига умирает в утробе. Не могу сказать, что степенное повествование плохо, поскольку это не так. Но, имхо, для постепенного разворачивания сюжета нужно конкретное построение текста и хоть какие-то сюжетные крючки, которые будут удерживать читателя. А подобный своеобразный матч по теннису, где читателя кидают от персонажа к персонажу, скорее вызывает отторжение (как и бессмысленные линии с темами сексуальных преступлений, фу).

Детективная составляющая выглядит скомкано всё из-за тех же особенностей повествования. По сути же мы наблюдаем за классической ситуацией, когда полиция не стремится сеять панику, ни объединяет эпизоды и всё такое прочее, в чём копов часто обвиняют как в детективах, так и в жизни. Но здесь это показалось мне довольно реалистичным и местами обоснованным. Поэтому особых претензий к тому, что творилось с копами у меня не было. Другое дело, что даже когда они берутся за дело получается не самый эффективный результат...

Говоря о персонажах, не могу разобраться в том, как я к ним отношусь. Дело в том, что писательнице удалось создать достаточно живые образы: я могу поверить, что где-нибудь могут существовать реальные люди с такими же радостями и горестями, верованиями и т.д. В какой-то момент очень остро чувствуется бессилие и ярость полицейских, хорошо описаны страх жертвы и бессознательное беспокойство гражданских лиц. При этом все эти довольно реалистичные персонажи ничем не выделяются, оставаясь рядовой массовкой. В отношении Фреи Грэффхам меня смутила только надуманная влюблённость в начальника, потому что она выглядит нелепо. Да и вся эта недоромантическая линия меня сильно смущала. Причём даже не потому, что я в целом не люблю подобные направления, а именно из-за ощущения, что писательница пихнула её ради того, чтобы просто пихнуть (за счёт этого и финал кажется натужно трагичным, хотя трагедии там и без этой ерунды хватает). Фигура Саймона Серрэйлера, как бы смешно это не прозвучало, показалась мне лишней. Теоретически, цикл назван в его честь, но по сути персонаж практически не фигурирует в сюжете. И не совсем понятно: а как вообще этот первый роман цикла должен заинтересовать читателя именно в личности Саймона, если он какой-то совершенно никакой?

Личность преступника показалась мне недостаточно раскрытой. Писательница воспользовалась рядом типичных оговорок, что делает его рядовым персонажем с поехавшей кукухой. Хотя, не скрою, в какой-то мере мотивация к преступлению была... интересной и понятной? В чём-то персонаж прав, сравнивая свои действия с теми «безумцами» древности, вот только он-то точно поехал кукушенькой и это грустно.

А вот финал мне неожиданно понравился. Мне нравятся такие неоднозначные завершения детективных историй, в которых сложно сказать «победило ли так называемое добро». Технически, да, зло повержено, новых жертв не будет. Но что на счёт моральной стороны? Действительно ли зло проиграло, если всё закончилось на его условиях, особенно, если рассчитать потери светлой стороны? Жаль, правда, что нам не дали адекватных разъяснений линии Марион Кит: что это всё-таки было (если было, то почему ничего не нашли, а если не было, то почему она оказалась в таком состоянии) и как женщине справиться с произошедшим? Ну и чисто от себя: ненавижу подобные линии всем своим котячьим сердечком, особенно, если они такие бессмысленные.

В общем, это довольно странное сочетание классического детектива (темп, локация, способности копов) и новых течений (нестандартная композиция, маньяки, эзотерика и прочее). Сомневаюсь, что многим читателям доставит удовольствие копаться в рандомных кусках жизней персонажей и внезапно столкнуться с началом дела на исходе первой трети романа. Честно говоря, в какой-то момент мне даже захотелось бросить чтение, потому что я не могла сконцентрироваться на том, что происходило: мне было откровенно скучно наблюдать за происходящим. И лишь когда начались хоть какие-то телодвижения детективного характера наконец явился интерес как будет развиваться ситуация дальше. Вроде бы обе стороны очевидны и не представляют особой интриги, но хочется взглянуть на противостояние. Хм, даже не знаю, кому бы такой детектив можно было посоветовать...

свернуть

В итоге предположу, что такой детектив может понравиться тем, кто устал от динамичных и излишне кровавых детективов. Своеобразная простая история о рядовых людях без особых умений и способностей.

12 забытых книг — книга ноября.
СиВ: 466. D8 ”Одинокий волк” (горная тропа) [1. Родители-одиночки] *Артикуно *Молтрес *Мега-Мьюту Х *Райкоу *Энтей