Больше рецензий

zapatilla

Эксперт

по нестандартному дамскому чтиву

25 ноября 2023 г. 11:53

354

4 Миф о Тезее: как это всё могло быть в реальности

Я как-то всегда считала естественным патриархальное устройство общества. Мужчина тупо сильнее, потому него и власть, и ресурсы. А дело женщины – прятаться за спиной защитника. Если же где был/есть матриархат – это незначительные отклонения, типа эксперименты матушки-природы.

Оказывается, была не права. И открыл мне глаза Роберт Грейвс, который в событиях мифов Древней Греции расшифровывал отголоски матриархального культа, главенство женщин над мужчинами. И это главенство основывалось на вере в Богиню-Мать, порождающую всё сущее. Женщина – она тоже порождает новую жизнь, значит, главнее. И через матриархат прошли едва ли не все человеческие культуры.
И сейчас вот Мэри Рено в своей исторической реконструкции показала, как это всё могло происходить.

В общем, матриархат – это не когда женщины мамонта добывают, а мужчины детей няньчат. Не. Просто все важные решения в жизни общества принимаются женщинами, в частности, царицей – жрицей Богини-Матери. А мужчины – это расходный материал: на охоту сходить, скот у соседей отбить, быть принесенными в жертву в праздник урожая.

Собственно, в дилогии "Тезей" и описывается переход от матриархального общества к патриархальному. И читателю демонстрируются и тот, и другой уклады общественной жизни у соседних государств. Очень наглядно и познавательно!

Не так давно я читала "Герой должен быть один" Олди и восхищалась, как здорово авторы вплели древнегреческие мифы в свою фантастику. Хочу восхититься и здесь. Мэри Рено ни полсловечка не добавила отсебятины в сам миф! Описала, как оно всё могло происходить, чтобы остаться в мифах именно так. При этом история о Тезее стала близкой, живой и настоящей. Конечно, этот эффект получился ещё и за счёт рассказа от первого лица. Поэтому и о каких-то обычаях, которые сейчас кажутся дикими и варварскими, рассказывается спокойно, как о норме жизни. Это тоже добавляет реалистичности. Ну, вот взять храмовую проституцию, когда мать Тезея, жрица, должна была в храме отдаться первому встречному во имя богини. В результате, очень изящно объяснена путаница в оригинальном мифе: как так получилось, что отцом Тезея являются и царь Эгей, и морской бог Посейдон. Точно так же многие непонятности из мифов получают логичный вариант решения. Браво!

Первая часть дилогии – "Царь должен умереть" (1958 г.) – показалась мне несколько затянутой. Это история Тезея от рождения и до возвращения с Крита после победы над Минотавром.
Вторая часть – "Бык из моря" (1962 г.) – шла у меня побойчее. Ну, может быть, просто я девочка, а тут така любовь, така любовь! И история амазонки Ипполиты, и трагедия Федры. В общем, мне это было интереснее.

И снова как же я рада, что перед прочтением книги глубоко так погрузилась в мифы Древней Греции! Иначе могла не заметить упоминания других героев и интерпретации мифов уже о них: царя Эдипа (это который эдипов комплекс), его дочери Антигоны, аргонавта Язона, кентавра Хирона, врачевателя Асклепия и прочих. В общем, ученье – свет. Вот реально нюансы начинают играть интересными красками!

И очень жаль, что во время посещения Кносского дворца на Крите лет десять назад я не знала таких вот подробностей: и мифов толком не помнила, и данный вариант реального развития событий было бы очень любопытно вспоминать прямо на развалинах лабиринта.

В целом, книгу рекомендую как хорошую историческую реконструкцию о временах матриархата, верованиях и культуре Средиземноморья тыщи три с половиной лет назад. В наше время глобализации очень удивительно осознавать, что веке так в 13 до нашей эры не только Крит и Аттика жили по-разному, но и соседние долины материковой Греции одних и тех же богов называли разными именами и по-разному приносили им жертвы.

А если у вас миф о Тезее подзабылся, перед чтением книги можно освежить его в самой последней главе дилогии. Тогда саму книгу читать будет намного интереснее!