Больше рецензий

18 ноября 2023 г. 16:04

484

4 Впрочем, если одни зеркала ограничиваются тем, что принимаются самозабвенно проклинать свое несовершенство, то другие все-таки имеют смелость отражать... Вы думаете, это я о себе? Нет, это я уже об авторе. Автор — это ведь тоже зеркало. Автор создает книги — отражения мира, в котором он живет. И тоже – отражения неизбежно искаженные.

На сайте написано, что это статья, но это скорее предисловие или введение, к сборнику Андрея Лазарчука “Опоздавшие к лету. Книга первая (сборник)”, которую выпало мне почитать в рамках НФМ, но оказалось у меня в долгах.

Почему, то чтение этого цикла откладывал, как мог, и лишь настойчивость Милены aka milenat , заставила уже взяться за него. На момент написания этих строк, еще не слушал ни одного рассказа или романа из этого сборника. Но это введение, что написал Бережной, просто отличное, так и хочется открыть книгу и прочитать. Он очень хвалит Лазарчука и объясняет почему тот не такой популярный и в чем его гениальность, если так можно выразиться, хотя автор этого предисловия не говорит такими словами, но, если между строк читать.

Дата этого предисловия такая же как у сборника 1996 год.

Пожалуй, в этой статье есть моменты, которые уже, что говорится заставляют дергать глаз и морщится, дело в том, что ее же делал человек, который родился и прожил большую часть своей жизни в СССР, и лишь 5 лет после развала его. У него накопились претензии к государству и власти. Тут и про Ленина в мавзолее.

Но в целом это быстро сменяется уже на хвалебные слова про биографию Лазарчука. Автор этого предисловия знаком и с Андрей Лазарчуком и лично, посмотрел он брал у Лазарчука интервью, как журналист в 1992 году.

Если честно про Лазарчука краем уха слышал, но произведения его не читал. Скорее в силу возраста своего, он был сильно популярен, как пишет автор предисловия в конце 80-х начала 90-х годов. Выигрывал конкурсы и награды получал.

Цитата
За это время из мощного дебютанта Лазарчук превратился в практически всеми признанного лидера отечественной интеллектуальной фантастики. Единственный приз, который его миновал,— "Старт", приз за лучшую дебютную книгу. Ну да не очень-то и хотелось. Зато: опубликованная в 1991 году новелла "Священный месяц Ринь" получает читательский приз "Великое кольцо"; опубликованному в 1993 году рассказу "Мумия" присуждаются премии "Бронзовая улитка", "Интерпресскон" и "Лунный меч", а роману "Иное небо" — премия "Странник"; опубликованный в 1994 году роман "Солдаты Вавилона" снова приносит Лазарчуку премию "Бронзовая улитка"; "Опоздавшие к лету" получают в 1994 году в Новосибирске на конкурсе неизданных фантастических произведений "Белое пятно" первый приз — как лучший неопубликованный роман. И — едва вспоминается на фоне всех этих лауреатств – скромная премия "За демилитаризацию общественного сознания", присужденная ему за повесть "Мост Ватерлоо"
свернуть

В детском возрасте читал более детско-подростковые книги, да и в СССР трудно было с книгами, особенно с фантастикой. Она всегда считалась, чем-то ущербным. Об этом как раз и написано тут. А те которые были, должны следовать духу времени.

Цитата
Но иногда мне становится обидно, что российский литературный истеблишмент прозу Лазарчука практически не замечает. Обида эта совершенно бессмысленна. В конце концов, этот истеблишмент давно уже интересуется не столько литературой, сколько окололитературной и околополитической возней. Аналитических способностей теоретикам этой тусовки хватит только на констатацию того, что Лазарчук пишет фантастику, — да и то вывод этот они сделают лишь в одном случае — если удосужатся открыть эту книгу. Что уже само по себе маловероятно. "Ширпотреб-с..." Это не ярлык. Это карма. Все, кто пишет "не-реализм", попадают под эту крышку с надписью "Недолитература"
свернуть

Сейчас мне кажется настоящей фантастики так же мало, как и было до этого, авторов много и книг в жанре фэнтези или “мягкой” фантастики много, но фантастика это - как у Стругацких, например, Шекли, Брэдбери и прочих кто там в 30–70 годах творил.

Имею в виду интеллектуальной, социальной и прочей, которая подымает проблематику. Есть очень много развлекательной. Старую фантастику не очень выгодно делать, деньги на ней не сделаешь. Сейчас фантастикой называют любое произведение, где есть какой-нибудь например космический корабль, или скажем даже не реальные события, паранормальные события. Или фэнтези, добавили магию и все фэнтези.

Очень мало авторов, кто создает очень реалистичные миры. Мне кажется по-настоящему жанр фантастики это показать, какие-то социальные или другие проблемы людей, интерполировать их на будущее или показывать проблемы реальности в мирах будущего.

Автор статьи позиционирует Лазарчука, как продолжателя и последователя братьев Стругацких, но в каких-то своих романах даже превзошел их. Лазарчук по мнению автора такая звезда советской фантастики конца 80 начала 90-х, а потом и российской.

Так же автор этого пролога к сборнику, видно очень погружен в жанр фантастики. И переживает, когда ее не ценят, должным образом, а точнее оценивают по низкосортной продукции.

Цитата
В недавно опубликованной беседе Андрея Измайлова с Борисом Стругацким снова были повторены слова Ричарда Фримена о том, что о жанре детектива судят по его отбросам, тогда как о всех прочих жанрах — по их достижениям, и снова было сказано, что детектив в этом смысле не одинок. Фантастика полностью разделяет его горестный триумф.
свернуть

Мне бы тоже хотелось сказать, пару слов. Первая половина отзыва была написана в один день, а вторая уже после того, как прочитал первый рассказ из сборника.

Что хочу сказать, пока не могу полностью разделить все дифирамбы автора пролога к автору, но могу сказать, что стиль и язык автора не перепутаешь ни с чем, очень красивые и точные слова подбирает. И картинка рассказа предстает перед глазами, говорят надо прочитать еще и роман «Мост Ватерлоо», чтобы пазлы встали как нужно, а нейронные связи в голове заработали. Посмотрим.

Я вырос на Кире Булычеве, для меня он эталон фантастического рассказа и жанра. Так же это книги Эдгара Берроуза и Василия Головачева, Сергея Лукьяненко, Роберт Асприн и Андрей Белянин. Некоторые позже некоторые раньше. Это потом уже расширял так сказать диапазон и начал читать других.

Но, автор этого пролога, как раз для таких, как я тут и написал.

Если вы держите эту книгу в руках — значит, роман "Опоздавшие к лету" все-таки выпущен, и у каждого читателя — будь он хоть снобом, хоть, напротив, фанатичным почитателем Берроуза — есть прекрасная возможность самому оценить философские концепции автора. В любом случае, сам факт выхода magnum opus Андрея Лазарчука значит гораздо больше, чем чей-то заносчивый снобизм

Кто не понял, то фанат Берроуза - это как раз я.

Очень рад, конечно, что есть люди, для которых жанр фантастики это не просто прочитал и забыл. А целая жизнь.

Всем спасибо, до встречи в следующем отзыве.

Прочитано в Рамках Новогоднего Флэшмоба - 2021. В стиле лучше поздно чем никогда.

Спасибо  jukka413  , за рекомендацию. Но сборник большой так, что еще не раз прилетит.




Комментарии


Хороший отзыв получился. С нетерпением жду отзывов на книги цикла.


Спасибо, дорогая и прекрасная, Милена.


У него накопились претензии к государству и власти. Тут и про Ленина в мавзолее.

Небось очередной кадр, который предлагает убрать Ленина из Мавзолея?
Ну да, самая главная проблема, уберем и потом заживеммм...
Можно сказать, как сыр в масле кататься будем))

o-l.jpg
0:03

Там скорее, что у Лазарчука был рассказ на подобную тему.

Вот рассказ "Мумия". Наше время. Много лет назад черное колдовство оживило мумифицированного Вождя. Мумия, не способная жить сама по себе, поддерживает свое существование за счет жизненных сил детей, которых приводят в кремлевский кабинет на экскурсии — обязательные и жуткие, как похороны. Гротескна ли в этом настоящем фраза "Ленин и теперь живее всех живых"? В этом мире властвует диктатура мертвенных суеверий. Поразительно, но от той диктатуры, которая так долго царила в нашей реальности, она отличается какими-то мелочами. Атрибутикой. Лексикой. Списком запрещенных книг. И все!

Раз он этот рассказ вспомнил, значит и его это волнует.