Больше рецензий
2 ноября 2023 г. 15:26
134
4
РецензияКак я обычно говорю о книгах Эла Райса и Джека Траута: если вы прочитали основные их произведения, то все остальные можно не читать. Эта книга не стала исключением, ибо всё то, что содержится в этой книге, можно встретить в самых первых (и основных) книгах Эла Райса (за редким исключением). Исходя из этого, можно сделать предположение, что эта книга понравится тем читателям, которые не читали других книг этих двух авторов. Я же считаю, что намного лучше прочитать основные и самые ранние работы Райса и Траута. Если читатель является поклонником этих двух авторов, то тогда можно прочитать и эту книгу, что я собственно сделал.
Главным плюсом этой книги, как не парадоксально это не покажется, является лёгкость текста. Книга очень легко читается и является в этом смысле классической бизнес-литературой. В данной, довольно объёмной, книге Эл Райс пишет о важности фокусировании компании на чём-то одном. Собственно, это главная идея всех книг Райса и Траута. Эта книга фактически полностью состоит из примеров того как компании следовали этому правилу и как не следовали и следовательно, к каким печальным последствиям это привело. В принципе, огромное количество самых разнообразных (а не заезженных типа Кока-Колы, Volvo и IBM) примеров из мира бизнеса могут являться тем положительным фактором, ради которого эту книгу и стоит прочитать. В остальном же каких-то новых идей в книге нет. Честно сказать, я читал (перечитывал) книгу довольно долго, ибо для меня эта темя является очень и очень знакомой (заезженной).
Несмотря на вышенаписанное, в книге есть пару цитат, которые мне особо понравились и идеи которых я раньше никогда не встречал ни в книгах Райса, ни в книгах Джека Траута. Первая цитата: «Чем больше рынок, тем больше на нём специализации. Чем меньше рынок, тем меньше сфокусированность, тем универсальнее компании». Интересное замечание. Т.е. Райс признаёт, что не всегда стратегия сфокусированности является лучшим решением для компании. Если учитывать, что это единственный момент, когда оба авторы это признают, находка заставляет задуматься о многом.
Вторая цитата посвящена тоже интересной идеи, когда компания старается выйти на другие рынки, не решаясь на дальнейший захват своего основного. Как пишет Эл Райс по этому поводу, «Несмотря на весь успех, доля рынка видеопроката, которая принадлежит Blockbuster, равна всего 15%. По логике вещей, гораздо проще заполучить остальные 85%, чем заниматься музыкой, фильмами, развлекательными комплексами, у которых есть собственные сильные и доминирующие конкуренты». И далее, «Со стратегической точки зрения гораздо лучше иметь 50% одного, чем по 10% пяти различных рынков». Да, мне тоже это казалось странной политикой многих компаний. Такое чувство, что они думают, что на других рынках у них будет больше шансов. А ведь если подумать, то это же очевидно, что оперировать на двух и больших рынках требует больше усилий (временных, людских, логистических и пр.), чем оперирование лишь на одном. Это я молчу про то, что топ-менеджеры должны хорошо разбираться уже не в одном продукте (а также рынке), а в нескольких.
Вот собственно и всё что я отметил для себя интересного. Всё остальное в книге, это, по сути, повторы и примеры из бизнеса. И да, как видно из примера связанного с компанией Blockbuster, книга была впервые издана (на английском языке) в январе 1996 года. Довольно давно, не так ли? Тем не менее, на суть сказанного автором это не влияет. Хотя следует учитывать, что примеры, приведённые в книге, довольно древние.