Больше рецензий

31 октября 2023 г. 18:40

357

4 «Зимою святые без воды сидят...»

Честно говоря, я уже не помню, что именно побудило меня взяться за чтение этнографических трудов Сергея Васильевича Максимова (1831-1901) — выдающегося российского этнографа, фольклориста и писателя. Скорее всего, большую роль сыграло мистическое название. Но книга и правда оказалось интересной с точки зрения мистики.

Как можно понять по названию, издание имеет 3 раздела.
В «Нечистой силе» рассказывается о всевозможных существах, относящихся к Тёмным силам, которых обычные крестьяне избегают, отгоняют молитвами или задабривают. К ним относятся черти/бесы, домовые, водяные, русалки, лешие, овинники, полевики, банники, ведьмы, колдуны, кликуши, знахари, а также плотники и печники, которые могут «испортить дом» так, что там никто жить не сможет, если им плохо заплатят или обидят, и пастухи, якобы поддерживающие отношения с лешими и полевиками, а то и сами обладающие магической силой для призыва, защиты или поиска животных из стада. Здесь же упоминаются истории о зачарованных кладах. Некоторые пересказанные байки о встречах людей с нечистой силой действительно страшные, даже по меркам современных хорроров, и я совершенно серьезно не рекомендую читать это на ночь.

«Неведомая сила» повествует о силах природных стихий (царь-огонь, вода-царица, мать сыра земля, священные рощи), которые почитались русским народом с древних языческих времен и вера в них не угасла с приходом христианства. Раздел небольшой, но интересный.

В «Крестной силе» речь идет о православных церковных праздниках, которые зачастую наслаивались на языческие. В таких случаях старые традиции смешивались с новыми. К сожалению, даже тут явно прослеживается главная русская народная традиция злоупотребления спиртным: то напивались, с утра до ночи гуляя по домам родственников, то всей деревней что-то отмечали и с каждого двора ведрами несли алкоголь, то катались на санях девицы с парнями, прямо на ходу спаивая друг друга, включая извозчика. Зато в пост некоторые набожные боялись съесть даже редьку, зерна которой перед посадкой были вымочены в молоке, а до яблочного Спаса нельзя было есть яблоки... А уж как простой люд объяснял те или иные природные явления, приписываемые святым! Дескать, дождь идет, потому что Илья-пророк воду везет святым и она расплескалась по дороге, а зимой не идет, потому что «зимою святые без воды сидят». Железная логика. В целом, этот раздел показался мне самым скучным. Крестьяне как могли интерпретировали строгие библейские сюжеты на свой лад, чему батюшки были не очень рады. И тем более они были не рады, когда крестьяне просили их поучаствовать в полуязыческих, но с молитвами ритуалах — например, катание попа по полю ранним утром, чтобы урожай был хороший.

Самым удивительным и приятным фактом для меня стало то, что использованный в тексте фольклор собирался в Северо-Западной и Центральной части России, а также в Великороссии, в том числе часто упоминается Вологодская область и Череповецкий уезд, входящий в то время в состав Новгородской губернии. Учитывая, что часть моих предков проживала именно на Вологодской земле, многие описанные традиции могли относиться и к их деревенскому быту.

Для 1903 года, когда была впервые издана книга «Нечистая, неведомая и крестная сила», это — монументальный труд. Хочется также отметить подходящее оформление данного современного издания от «Азбука-Аттикус» тематической иллюстрацией «Василиса Прекрасная у избушки Бабы Яги» известного русского художника Ивана Билибина.

October Rain Diary: книжный блог, стихи