Больше рецензий

20 октября 2023 г. 10:49

433

4.5 О чёрно-белом

Меня купили сравнением "Приговора" с текстами Достоевского. Я купилась. И не пожалела ни единого раза.

"Приговор" — моё первое знакомство с автором, моё первое знакомство с японской литературой вообще. Никогда не интересовалась Азией, никогда глубоко не погружалась в их историю и культуру, все знания сводятся к двум-трём общеизвестным фактам. Поэтому присутствовал страх, что, во-первых, не затянет, так как совсем не моё направление, совсем другая — не родная и не западная — сторона литературы, а во-вторых, не пойму никого и ничего, ни персонажей, ни логики, ни психологии, ни характеров. Но нет же. Всё прошло так гладко и хорошо, что ни разу не возникло ощущение инородности или инаковости.

Поэтому мой совет всем, кто боится "Приговора" — читайте.

Здесь всё максимально по-человечески. Персонажи человечные, если можно так сказать про тех, кто совершил то ужасное, что совершили герои книги, они понятные и близкие, в том смысле, что мы видим их буквально на соседнем стуле, видим их лицо, слышим их голос, мысли. Да, может показаться, что зачастую нас подводят к героям слишком близко — в книге много естественных подробностей про всевозможные человеческие выделения, но мне это помогло создать ту атмосферу замкнутого, душного и безнадёжного пространства, в которой варятся герои, и прочувствовать каждого, понять.

И тут важно: понять не значит оправдать. Потому что на этих качелях можно качнуться на протяжении всего текста бесчисленное количество раз. Нас толкают из одной стороны в другую, намеренно, как мне видится, описывая, как психологически тяжело и страшно приговорённым к смерти, причём, по большей части, именно из-за отсутствия понимания, когда эта смерть наступит, а потом в другую — погружая нас в подробные описания ужасов, которые эти люди совершили. И ты вдруг ловишь себя на сочувствии, сопереживании, на каком-то "со-", поначалу спохватываешься, потому что, ну, вот же, нам в красках рассказывают, что эти люди сделали, кто-то убил из-за денег, кто-то убил из порыва, кто-то убил из похоти, из глупости, то есть тут нет ни единого невиновного, все поистине виноваты и, что самое интересное, не сказать, что кто-либо искренне раскаивается, нет, кто-то оправдывает себя системой, государством, бедностью, кто-то — недостатком образования, кто-то не оправдывает себя ничем, не думая о содеянном вообще. И ты снова падаешь в осуждение, снова встаёшь на сторону правосудия, приговора. Потом ещё сотня страниц погружения в их головы, в их шкуры, в их мысли, потом ещё сотня страниц под халатом одного из тюремных врачей, который, как мне кажется, полностью олицетворяет тот хаос, который начинает происходить в твоей голове — ты всё понимаешь, правда понимаешь, что люди осуждены не просто так, что они здесь за дело, но.. И вот это "но" раскачивает тебя уже в энный раз за текст, который именно об этом: о гуманности смертной казни, о всех "за" и "против". Неважно, противник ты или сторонник смертного приговора, неважно, потому что по ходу повествования по твоим тезисам аккуратно, но твёрдо проходятся, один раз, ещё один, ещё. И к концу книги ты, как мне кажется, уже не можешь быть твёрдо уверен ни в чём. В этом и получилась для меня самая соль: автор не занимается морализаторством, автор не ведёт тебя за руку в сторону своего — или вообще какого-либо — мнения, автор просто показывает другую сторону вопроса. Изнанку приговора.

И понимаешь, что чёрно-белая обложка, на мой взгляд, толкает на, казалось бы, противоположную мысль: ничего чёрно-белого тут нет, ничего определённого. Нет тут безусловно мерзких, отвратительных, плохих преступников и нет добропорядочных, святых и хороших людей, которые этих преступников ловят, судят и охраняют.

В общем, очень советую.

Из минусов могу отметить только два, и они касаются издания: очень маленький тираж (учитывая сам текст, просто безобразно маленький тираж) и наличие ошибок в тексте, страниц в книге за семьсот, то есть встреченные мною семь-десять опечаток вполне объяснимы, но глаза зацепились, так что имейте ввиду.