Больше рецензий

15 октября 2023 г. 11:03

149

4 Мы все в зоне риска. Безопасных не бывает

С корейскими авторами у меня довольно сложные отношения. Пожалуй, из азиатских писателей они для меня самые непонятные. Но я периодически все-таки пытаюсь их читать.
«Безопасный для меня человек» — сборник рассказов. Всего их 7.
«То лето» — на мой взгляд, самый слабый рассказ. Когда прочитала, а в голове вопрос — «и что?». Зарисовка на тему отношений лесбиянок. Встречи, которые перерастают в отношения. Расставания, которые влияют на всю оставшуюся жизнь. Память, которая не дает быть счастливым в настоящем.
«601, 602» — этот рассказ мне точно запомнится. Тема жестокого обращения с детьми не может оставить равнодушным никого. Хёчжин бьет брат, потому что она девочка, а значит, дармоедка. Бьет, потому что хочет, и родители ему это позволяют. Но сильнее всего меня зацепили слова подруги Хёчжин, которая пыталась вмешаться, но в результате испытала лишь чувство вины и разочарования:

Мама обманула меня. Она ведь сама говорила, что друзьям нужно помогать. Говорила, что нужно совершать добрые поступки. Обида на мамино равнодушие заглушила даже мою печаль Обида, припорошенная чувством одиночества.

«Уходящая ночь» — рассказ о том, как потеря близкого человека разделила сестер Чухи и Юнхи. Они не смогли найти друг для друга слов, не смогли открыть душу, и это обернулось годами молчания и одиночества.
«Дом из песка» — для меня самый интересный и динамичный рассказ. И опять же, он об одиночестве и невозможности полного доверия. Трое друзей по интернету — Морэ, Конму и Наби переводят свое знакомство в реальную жизнь. Как часто бывает, что наши посты в интернете говорят о нас куда больше, чем мы сами в живом общении с близкими? Знаем ли мы друг друга по-настоящему? Или видим лишь то, что нам показывают? Плюс тема абьюзивных отношений и снова насилия в семье.
«Признание» — по-моему, самый сильный рассказ. Минчжу рассказывает о своем прошлом своему другу-монаху. Их было три подруги — дерзкая Чуна, мягкая Чинхи и между ними сама Минчжу. Очень разные, но все время вместе. Но в тот момент, когда одна из них открывает двум другим свою тайну, дружба разваливается и случается трагедия. Действительно ли мы готовы принимать дорогих нам людей такими, какие они есть?
«По мановению рук» — самый оптимистичный рассказ, несмотря на то, что описывает жуткую ситуацию, когда ребенка подбрасывают на несколько лет воспитываться в семью родственников, а потом забирают. Страшно подумать, что чувствует Чонхи, осознавая, что ее сначала бросили, потом подобрали. Можно ли простить за такое родителей? Впрочем, рассказ о взаимоотношениях не с родной, а с приемной мамой. Он о прощении с налетом недосказанности.
«В Ачиди» — определенно самый светлый рассказ. Оболтус Ральдо волей случая оказывается в маленькой деревне в Ирландии, где знакомится с кореянкой Хамин. Что принесет это знакомство каждому из них? И каков их путь?

В послесловии Чхве Ынен пишет, что рассказы отражают время, в котором проходило ее детство и что она

Из тех, кому внушали: будь почтительной к родителям, будь преданной государству, храни невинность для мужа и отвечай старшим: «Так точно».

И из-за этого возникает желание узнать побольше о биографии автора и о Южной Корее в целом. Потому что многие вещи в книге мне кажутся абсолютно дикими, это непонятный для меня образ мыслей и жизненный уклад. И опять же, сколько тут автобиографичного? Сталкивалась ли Ынен с насилием в семье сама или ее знакомые? Почему ее так интересует тема ЛГБТ? Хайп, позиция или личная история?
В интернете мало информации о Чхве Ынен. Нашла только, что на нее повлиял отец.

Консервативный по натуре, он всегда имел критический взгляд на социальные проблемы, однако был в корне не согласен с нарастающими в обществе свободами по вопросам гендера. Чхве Ынен в основном разделяла взгляды отца, но в вопросах гендера была категорически с ним не согласна, что рождало противоречия и пищу для дальнейшего творчества.

Абсолютно все рассказы в сборнике пропитаны острейшим одиночеством и невозможностью абсолютного доверия. Безопасных людей не существует. Вольно или невольно мы причиняем другим боль. И самые глубокие раны наносят близкие люди. Стоит ли, зная это, замкнуться в себе и никого не подпускать на расстояние пушечного выстрела? Или всё же рискнуть и открыться? Выбор за каждым из нас. Думаю, проблемы с доверием знакомы многим. Мне – так точно. И все-таки я нахожу в себе смелость доверять, пусть и очень немногим, пусть и порой это оборачивается против меня. Но закрыться от всего мира и играть чужие роли – это не мой путь. И, видимо, не путь автора этого сборника.
Некоторые рассказы очень тонкие, некоторые – меня совсем не тронули. Но в целом впечатление осталось положительное. Хотя и привело к мысли, хорошо, что я живу не в Корее. Книга-настроение, очень подходящая для промозглого осеннего дня, если вам хочется усилить ощущение грусти.
Но если ваши книжные «нет» — жестокое обращение с детьми или ЛГБТ, то этот сборник лучше пропустить.

Могут ли измениться те, кто причиняет другим вред? Могут ли они стать другими? А если они изменятся, заживут ли травмы тех, над кем они издевались? Вернется ли к жизни мертвый человек?