Больше рецензий

5 октября 2023 г. 22:19

20

3 Chacun son Lovecraft

Главная прелесть читательского культа, сложившегося вокруг творчества Лавкрафта заключается в том, что абсолютно каждый поклонник сочинений джентльмена из Провиденса на сто процентов уверен в том, что в совершенстве постиг формулу настоящего лавкрафтавского ужаса. При этом двум аколитам культа Ктулху пообщаться, как тут же выяснится, что читали они двух совершенно разных авторов. Видение того, что из себя представляет истинный "космический хоррор", у каждого такого культиста свое, и оттого вдвойне увлекательно наблюдать за тем, какие споры вызывает любой мало-мальски связанный с мифологией Лавкрафта "пост-лавкрафтианский" текст.

Это хорошо заметно как на примере подготовленного Сунандом Джоши сборника, так и в читательском восприятии этого самого сборника. В одном и том же тексте кто-то видит продолжение традиции, другой - слабую попытку подражательства, третий - невразумительное нечто, непонятно каким образом вообще в сборник попавшее. Должен признаться и сам: несмотря на то, что авторитет Джоши как исследователя творчества Лавкрафта подвергать сомнениям не собираюсь, меня самого порой посещали вопросы относительно того, насколько целесообразно было включать в "Черные крылья Ктулху" тот или иной текст.

Это, на самом деле, плюс. Разница в оценках отдельных текстов говорит в том числе и об их разнообразии - жанровом, стилистическом, "атмосферном", прости господи. И нужно заметить, что во всем этом винегрете самыми слабыми (на мой скромный взгляд) оказались вещи, в которых авторы вольно или невольно следовали не только духу, но и букве произведений Лавкрафта. Такие вещи, как "Сны о пустыне" или "Купол" выглядят как незавершенные наброски, а то и вовсе как школярские попытки подражательства.

Зато там, где авторы не сковывают себя рамками жанра и стиля, порой появляются настоящие жемчужины. Это и сомнамбулический кошмар "Обитатели призрачного леса", и совершенно фолкнеровский по форме "Жестокость, дитя доверия", и "Переписка Кэмерона Таддеуса Нэша", напоминающая знаменитые письма Мартину Алексеевичу из "Нормы". Общая картина, которую создают "Черные крылья Ктулху", говорит о том, что для того, чтобы создать лавкрафтовский ужас, вовсе необязательно писать, как Лавкрафт. Тем более, что Лавкрафт у каждого свой.

P.S. Отдельная радость лично для меня - из двадцати одного рассказа целых три напрямую связаны с "Моделью для Пикмана" - моей любимой вещи у Лавкрафта.